+7 (495) 650-35-40 info@souzmoloko.ru
25
декабря
2013
Новости союза

Протокол заседания рабочей группы Экспертного совета по агропромышленному комплексу при ФАС РФ

Федеральная антимонопольная служба опубликовала Протокол заседания рабочей группы Экспертного совета по агропромышленному комплексу, проведенного 05 ноября 2013 года. В заседании на тему: «Ситуация на рынке молока» приняли участие члены Национального союза производителей молока.

Протокол заседания рабочей группы Экспертного совета по агропромышленному комплексу

ПРОТОКОЛ

заседания рабочей группы Экспертного совета по агропромышленному комплексу при Федеральной антимонопольной службе по вопросу:

«Ситуация на рынке молока»




г. Москва 05 ноября 2013 г.

Председательствующий – начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Мирочиненко Анна Валерьевна;

Присутствовали:

Епифанова Ирина Николаевна - заместитель начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России;

Зенченкова Галина Александровна - заместитель начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России - начальник отдела пищевой промышленности

Савинова Ольга Александровна – заместитель начальника отдела пищевой промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России; Чуфистов Иван Юрьевич - главный специалист - эксперт отдела пищевой промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России

Урюкина Екатерина Владимировна – заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;

Склярова Яна Вячеславовна – начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России;

Представители:

Минсельхоза России: Назаров Игорь Вячеславович – начальник отдела технического регулирования Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

Россельхознадзора России: Брылева Ольга Васильевна – начальник отдела организации лабораторного контроля и деятельности подведомственных учреждений в области ветеринарии; Калашникова Алена Васильевна – ведущий специалист - эксперт отдела организации лабораторного контроля и деятельности подведомственных учреждений в области ветеринарии;

Роспотребнадзора: Чикина Людмила Владимировна – начальник отдела организации надзора за питанием населения; Андрияшина Наталья Вадимовна – заместитель начальника управления защиты прав потребителей;

СОЮЗМОЛОКО: Даниленко Андрей Львович - председатель Правления Национального союза производителей молока («СОЮЗМОЛОКО»); Брюзгина Екатерина Васильевна – менеджер службы по связям с общественностью «СОЮЗМОЛОКО»;

Группы компаний Danone: Балабанова Марина Александровна - директор по связям с общественностью и государственными органами Группы компаний Danone в России; Ванин Сергей Юрьевич – директор по связям с государственными органами Группы компаний Danone в России; Рябков Алексей Александрович – директор центральной группы закупки молока Группы компаний Danone в России;

ПепсиКо Россия и СНГ: Глушков Сергей Михайлович - вице-президент по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти ПепсиКо Россия и СНГ; Третьяков Дмитрий Сергеевич – старший управляющий по взаимодействию с органами власти ПепсиКо Россия и СНГ;

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ): Карпов Андрей Николаевич – исполнительный директор АКОРТ.

Заседание с вступительным словом открыла А.В. Мирочиненко.

А.В. Мирочиненко сообщила, что в рамках поручения Правительства Российской Федерации, касающегося развития молочного животноводства в Российской Федерации, данного по итогам совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева, решено провести заседание рабочей группы Экспертного совета по агропромышленному комплексу при ФАС России. Основной целью данного заседания является выработка объективных подходов к решению проблем, сложившихся на рынке молока.

В ходе заседания обсуждались следующие вопросы:

1.Ситуация на рынке молока: проблемы (в том числе обеспеченность сырьем и цены на сырье) и тенденции развития;

2. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1370 - далее Постановление о субсидиях): проблемы применения, влияние, оказываемое на рынок молока;

3. Технические регламенты на молоко и молочную продукцию (Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции», утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.11.2013 г. N 67): требования технических регламентов (в том числе в части возможного повышения требований по содержанию белка) и их влияние на рынок молока, контроль за соблюдением требований технических регламентов, вопросы недобросовестной конкуренции, связанные с несоблюдением технических регламентов на молоко и молочную продукцию;

4. Мировой опыт регулирования рынка молока (в том числе в части формирования цены на сырое молоко);

5. Проблемы применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле), касающиеся взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с торговыми сетями.

1. По вопросу «Ситуация на рынке молока: проблемы (в том числе обеспеченность сырьем и цены на сырье) и тенденции развития» выступили:

А.Л. Даниленко сообщил присутствующим об устойчивом падении объемов производства молока и отметил что, данная ситуация оказывает негативное влияние на весь рынок молока, как с точки зрения производителей, перерабатывающей отрасли, торговли, так и с точки зрения конечного потребителя.

А.Л. Даниленко пояснил, что на фоне дефицита кормовой базы, массового забоя скота и соответствующего повышения цен на сырье, неизбежно будет расти цена на молоко, и возможны сигналы об этом из регионов.

М.А Балабанова добавила что, ситуация на рынке кризисная, мониторинг рынка показывал стабильный рост потребления за последние 2 года от 8 до 12 процентов, однако за последние 2 месяца рост составил 0 процентов, значит рынок от стабильности перейдет к падению. Это следствие роста цен на «полке». Рост цен на молочную продукцию уже превысил инфляцию и ничто не свидетельствует об изменении такой тенденции. Цена на сырое молоко продолжает расти (за последний год выросла примерно на 30 процентов), а, следовательно, будет расти цена и на молочную продукцию.

А.Л.Даниленко резюмировал что, ситуация в отрасли намного тяжелее чем представляется Росстатом и Минсельхозом России, рост цен на молоко неизбежно будет продолжаться и при такой ситуации на рынке необходимо не ужесточать контроль, а двигаться в сторону снижения административных барьеров.

2. По вопросу: «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока: проблемы применения, влияние, оказываемое на рынок молока» выступили:

А.Л. Даниленко выразил озабоченность в связи с принятым Минсельхозом России решением об изменении системы дотаций на литр товарного молока и высказал мнение, что такие действия имеют серьезную коррупционную составляющую, и отметил, что ввод критериев/показателей при получении субсидии, которые к тому же не ведутся Росстатом, приводит к усложнению системы получения дотаций и ситуации, сложившейся с дефицитом молока, и негативно повлияет на конкуренцию на рынке молока.

Д.С. Третьяков обратил внимание присутствующих на проблему непрозрачности субсидирования товарного молока. Нынешние критерии субсидирования молока непрозрачны с точки зрения контроля распределения средств на субсидирование, что приводит к искажению реальной ситуации на рынке, нецелевому перераспределению бюджетных средств, нарушению конкуренции. Речь идет о субсидировании молока в зависимости от сортности. При этом сортность является показателем, который контролируется только на определенном этапе обращения молока.

Как пояснил С.М. Глушков, сортность сырого молока возможно определить лишь при приемке на переработку, а после нагрева сырого молока, обязательного по техническому регламенту, определить исходную сортность невозможно.

Такой подход привел к тому, что показатель молока высшего сорта, которое субсидируется в 3 раза больше чем 1 сорта, увеличился за неполный год почти в 3 раза.

Д.С. Третьяков также отметил, что вводимые критерии противоречат действующему законодательству, а также приводят к тому, что добросовестные участники рынка находятся в неконкурентоспособном положении.

Д.С. Третьяков пояснил, что при субсидировании, помимо сортности, вводятся такие критерии как содержание белка и жирности.

Показатели по их содержанию устанавливаются выше тех, которые установлены Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

Таким образом, те производители молока, которые полностью соблюдают требования указанных нормативных актов, в свою очередь не могут претендовать на получение федеральных субсидий, что нарушает конкуренцию.

С.М. Глушков обратил внимание на потерю инвестиционной привлекательности отрасли, поскольку Постановлением о субсидиях предусмотрена возможность субсидирования лишь тех переработчиков молока, объем производства которых увеличился по сравнению с предыдущим годом.

Таким образом, вновь созданные компании не могут рассчитывать на субсидии даже в случае производства молока надлежащего качества.

Также С.М. Глушков отметил, что процедура принятия правил предоставления и распределения субсидий, предусмотренных Постановлением о субсидиях, была проведена с нарушениями официальной процедуры публичных обсуждений. Кроме того, указанные правила не прошли согласования с ФАС России.

Выступающие по указанному вопросу подвели следующие итоги.

Применение критерия сортности реализуемого молока, как условия получения субсидии, при дефиците сырого молока на рынке и отсутствии данных официальной статистики по объемам производства сырого молока определенного сорта, провоцирует некоторых переработчиков молока вступать в сговор с его производителями и завышать сортность сданного молока с целью получения доступа к сырью.

Крупные компании, осуществляющие жесткий документарный контроль качества при приемке сырого молока, конкурируя за сырье, фактически вынуждены компенсировать поставщикам сырого молока недополученные ими субсидии, выплачивая им дополнительные премии за молоко низкого сорта, что негативно отражается на себестоимости готовой продукции и, как следствие, на ценах для конечных потребителей.

Количество сданного в переработку молока высшего сорта в России увеличилось в 2-3 раза, что говорит о явных приписках, а не реальном повышении качества молока.

3. По вопросу: «Технические регламенты на молоко и молочную продукцию (Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции», утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.11.2013 г. N 67): требования технических регламентов (в том числе в части возможного повышения требований по содержанию белка) и их влияние на рынок молока, контроль за соблюдением требований технических регламентов, вопросы недобросовестной конкуренции, связанные с несоблюдением технических регламентов на молоко и молочную продукцию» выступили:

А. Л. Даниленко отметил, что внесения изменений, предлагаемых Минсельхозом России в действующий Технический регламент на молоко и молочную продукцию, в части требований к содержанию белка, не подкреплены ни международными требованиями, ни мировой практикой. Такая инициатива, при дефиците молока, не поможет отрасли, а только усугубит существующую ситуацию на рынке молока.

М.А Балабанова пояснила, что повысить содержание белка в питьевом молоке до требуемого уровня возможно либо добавлением в него сухого молока, либо меланина, что приведет к массовым отравлениям, как это недавно было после внесения схожих изменений в технический регламент на молоко в Китае.

В свою очередь, С.М. Глушков пояснил, что при сложившейся ситуации с дефицитом товарного молока повышенные, необоснованные требования к содержанию белка в молоке неизбежно приведут как к массовой фальсификации, так и к замещению отечественной продукции импортом не только с территории Таможенного союза, но и росту импорта из стран дальнего зарубежья.

С.М. Глушков обратил внимание, что предложение по внесению изменений в Технический регламент в части количественного содержания белка в молоке не так давно уже были отвергнуты как российской стороной, в ходе межведомственного согласования, так и казахской и белорусской сторонами в ходе консультаций, однако этот вопрос поднимается отдельными представителями Минсельхоза России вновь и вновь.

М.А Балабанова отметила, что вопрос о фальсификации возникает в связи с тем, что методов определения наличия сухого молока в питьевом молоке на сегодняшний день вообще не существует.

Отраслевые институты, занимающиеся данной проблематикой не смогли разработать такие методы, все известные методы либо слишком дороги, либо не точны. Проверить качество молока возможно лишь на производстве. В настоящее время на рынке действует порядка 2500 перерабатывающих предприятий. Крупных переработчиков проверить значительно легче, так как их деятельность является на сегодняшний день достаточно прозрачной. Можно определить какое количество сырого молока с определенным количеством белка было закуплено и сколько питьевого молока, с каким содержанием белка, получено «на выходе».

Небольшие игроки рынка, деятельность которых не столь прозрачна, будут пользоваться сложившийся ситуацией и повышать уровень белка в питьевом молоке посредством добавления в него сухого молока, а определить содержание его в конечном продукте невозможно. Такая ситуация приведет к недобросовестной конкуренции.

Д.С. Третьяков заявил, что введение требований, связанных с повышением белка в молоке, а также с безопасностью молока, в том числе с точки зрения остаточного содержания ветеринарных препаратов в молоке, в т.ч. антибиотиков, неизбежно приведет к сокращению рынка сырого молока, что в последствии приведет к удорожанию конечного продукта. ФАС России, в свою очередь, необходимо иметь это в виду при анализе ситуации на указанном рынке.

А.В. Мирочиненко предложила прокомментировать решение о внесении изменений в действующий Технический регламент представителя Минсельхоза России И.В.Назарова.

И.В. Назаров пояснил что, согласно Положению о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. N 48, процедура внесения изменений в Технический регламент публичная и говорить о возможных изменениях пока рано и уверил, что в процессе публичного обсуждения будут учтены точки зрения всех сторон.

Н.В. Андрияшина отметила, что предусмотренная действующим законодательством процедура надзора, не позволяет обеспечить тот уровень надзора за продукцией, который необходим, с целью пресечения оборота продукции не соответствующей техническому регламенту, в том числе Федеральный закон 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает предварительное уведомление юридических лиц о проведении выездных проверок, а также определяет предметом и объектом контроля - вид деятельности, а не продукцию.

По вопросу разграничения полномочий ФАС России и других контролирующих органов в части обращений организаций и граждан, связанных с фальсификатом молочной продукции, высказалась Я.В. Склярова.

Я.В.Склярова отметила, что существует мнение, что необходимо отграничивать нарушения, которые должны образовывать состав недобросовестной конкуренции, по следующим критериям. Во-первых, нарушение не должно быть одновременно нарушением, за которое предусматривается санкция иным законодательством. Во-вторых, незаконные действия лица должны быть направлены на получение конкурентных преимуществ на соответствующем рынке.

В свою очередь Н.В. Андрияшина заметила, что государство на сегодняшний день не готово обеспечить надлежащий надзор за соблюдением технических регламентов. Главная задача выработать единые подходы к механизмам проверок всеми контролирующими органами.

4. По вопросу «Мировой опыт регулирования рынка молока (в том числе в части формирования цены на сырое молоко» выступили:

М.А Балабанова, ссылаясь на опыт зарубежных производителей, подняла вопрос об интервенционных закупках молока, что могло бы улучшить ситуацию на рынке. Так же М. А. Балабанова указала на необходимость изменения законодательства в случае осуществления закупок государством, а так же необходимость разработки механизмов установления ценовых коридоров.

Мнение М.А. Балабановой в целом поддержали и другие представители бизнес-сообщества.

А.В. Мирочиненко отметила, что система интервенционных закупок – это рыночный механизм и один из шагов к стабилизации цен на рынке молока. В сложившейся ситуации, возможно воспользоваться опытом других стран.

5. По вопросу: «Проблемы применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», касающиеся взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с торговыми сетями» выступили:

А.Л. Даниленко отметил, что применение положений Закона о торговле, касающихся доступа в торговые сети осложняется тем, что потенциальные заявители не хотят усложнять отношения с торговыми сетями. В связи с этим возникает вопрос о возможности анонимных обращений с жалобами на действия торговых сетей в органы государственной власти.

По поставленному вопросу Е.В. Урюкина сообщила о невозможности в настоящее время в соответствии с требованиями действующего законодательства таких обращений и предложила обращаться через ассоциации (союзы) либо оформлять такие обращения как документы для служебного пользования, в таком случае информация о заявителе не может быть раскрыта до возбуждения дела связанного с нарушением законодательства.

А.Л. Даниленко отметил, что также нет единообразного понимания положений Закона о торговле и бизнес-сообщество нуждается в разъяснениях антимонопольного органа.

Е.В. Урюкиной было предложено за разъяснениями норм законодательства по необходимости обращаться в ФАС России. В свою очередь было отмечено, что антимонопольный орган обобщает свои разъяснения по тем или иным вопросам законодательства и размещает их на официальном сайте.

Также Е.В.Урюкина и А.Н.Карпов прокомментировали вопрос о Кодексе добросовестных практик.

В заключение А. В. Мирочиненко поблагодарила всех присутствующих за участие в заседании рабочей группы и заверила присутствующих, что все озвученные предложения будут учтены в предложениях по развитию молочного животноводства.

Начальник Управления контроля
химической промышленности и
агропромышленного комплекса
ФАС России А.В.Мирочиненко