+7 (495) 650-35-40 info@souzmoloko.ru
05
февраля
2014
Новости союза

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ V Съезда Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО)

I. Текущая ситуация в молочной отрасли

1. В 2013 г. молочное скотоводство России испытывает углубляющийся кризис: сокращаются поголовье коров и производство сырого молока. Отсутствуют новые инвестиции в отрасль.

2. По итогам 2013 года сокращение производства молока составило до 1,2 млн тонн или около 4% от «статистических» объемов производства и около 10% от реальных объемов производства товарного молока, направляемого в переработку.

3. Потребление молочных продуктов растет, но все еще значительно отстает от медицинской нормы. 4. Дефицит сырого молока привел в росту цен на сырое молоко (до 30% по официальной статистике и до 50% по данным переработчиков).

5. В результате, произошло существенное снижение производства молокоемких продуктов – сыров и сухого молока более, чем на 10%, масла. Незначительный рост производства (3-4%) отмечен в сегменте цельномолочной продукции.

6. На этом фоне вырос импорт по всем основным молокоемким позициям. В пересчете на молоко объем импорта о итогам прошлого года может составить до 11 млн тонн (против 8-9 млн тонн годом ранее).

7. Доля фальсифицированной молочной продукции с использованием жиров немолочного происхождения достигла 10% объема потребления. По ряду позиций, таким как сливочное масло данный показатель еще выше.

Заявленные на этом фоне показатели по производству молока Государственной программы развития сельского хозяйства в 38 млн тонн (или +6 млн тонн к существующему «статистическому» объему) на фоне сокращающихся объемов господдержки выглядят нереалистичными.

II. Ключевые проблемы молочной отрасли

1. Низкая инвестиционная привлекательность молочного скотоводства (окупаемость современных ферм не менее 15 лет).

2. Недостоверная статистика (производство, цены), которая не позволяет принимать обоснованные решения о необходимых мерах государственной поддержки отрасли и вводит в заблуждение руководство страны относительно выполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности (до 15 млн тонн производимого молока существует только «на бумаге»).

3. Низкая доля товарного молока на рынке – не более 50% от «статистических» объемов в 31 млн тонн.

4. Непрогнозируемость форм и механизмов государственной поддержки, регулярное изменение правил игры на рынке. Низкая эффективность ряда мер поддержки.

5. Непрогнозируемость цен на сырое молоко в результате высокой волатильности цен в течение года и в течение 3-4 летних циклов.

6. Низкий уровень государственной поддержки отрасли в сравнении с основными странами-конкурентами (до 70% объемов поддержки идет на субсидирование инвестиционных кредитов, что является скрытой мерой поддержки банковского сектора, а не молочной отрасли).

7. Риск кратного увеличения импорта молочной продукции (в том числе, «серый импорт») в результате формирования Таможенного Союза, присоединения к ВТО, отмены квот на производство молока в ЕС с 2015 года.

8. Высокая изношенность мощностей в переработке, прежде всего, в производстве молокоемких продуктов.

9. Кадровый и технологический голод, плохая генетика КРС.

III. Комплекс мер, необходимых для развития молочной отрасли

1. «Статистическая амнистия» для принятия адекватных управленческих решений государством, бизнесом, инвесторами.

2. Приведение целевых показателей Государственной программы в соответствии с планируемыми объемами финансирования.

3. Специализация регионов и выделение регионов неблагоприятных для ведения сельского хозяйства с целью формирования дополнительных механизмов поддержки в рамках ВТО.

4. Выделение основных направлений поддержки молочной отрасли в рамках Государственной программы в отдельные разделы (субсидирование процентных ставок, субсидия на литр, племенная поддержка, региональные программы) для обеспечения прозрачного финансового планирования и оценки бюджетной эффективности работы отрасли.

5. Формирование механизмов поддержки минимального / максимального уровня цены на молоко, приемлемой как для производителей, так и для переработчиков.

6. Формирование таких условий государственной поддержки, которые позволят обеспечить равные условия конкуренции с производителями из ЕС и стран ТС.

7. Безусловное выполнение всех обязательств по финансированию отрасли в рамках субсидирования процентных ставок.

8. Проведение Министерством сельского хозяйства Комиссии по отбору инвестиционных проектов для последующего субсидирования. На Комиссии необходимо рассмотреть проекты, направленные в Министерство в 2012-2014 годах.

9. Финансирование субсидирования на литр в соответственными заложенными в Государственной программе объемами. В кассовый бокс многоплоскостной Сканер штрих кода крепится с помощью специальной металической рамки фиксирующей устрайство неподвижно. Изменение принципов субсидирования на литр товарного молока: равное субсидирование вне зависимости от сортности, отказ от критериев как белок, жир, выход телят.

10. Выделение дополнительных средств на финансирование 15-летних субсидированных кредитов.

11. Необходимо разработать долгосрочную Программу развития молочной отрасли до 2020 года.

12. В Государственную программу развития сельского хозяйства до 2020 года включить раздел по «Стимулированию потребления молочных продуктов» на базе разработанной СОЮЗМОЛОКО программы «3 в день».