+7 (495) 650-35-40 info@souzmoloko.ru
21
апреля
2015
Новости союза

СОЮЗМОЛОКО представил Минсельхозу предложения по необходимым мерам поддержки производства молока и молочной продукции

Председатель правления Национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО Андрей Даниленко принял участие в совещании “О текущей ситуации в молочной отрасли” под руководством статс-секретаря - заместителя министра сельского хозяйства Александра Петрикова.

Руководитель СОЮЗМОЛОКО выразил в рамках совещания позицию правления союза по ситуации на молочном рынке и необходимых мерах поддержки производства молока и молочной продукции:

1. Члены СОЮЗМОЛОКО крайне обеспокоены снижением закупочных цен на молоко и его прогнозируемым резким падением до 20-21,0 руб. (с учетом фактического качества, без НДС) в мае-июне 2015г. В регионах с высокой сезонностью производства молока, падение будет еще более сильным и цена может снизиться до 17-18 руб. (с учетом фактического качества, без НДС).

Рост себестоимости производства молока в 2015 г составит 20-25%. Для «построенных комплексов» составит 29-30 руб., для «немодернизированных ферм» 20-21 руб. (на фактические показатели качества и сортности, без НДС) с учетом возврата «тела кредита» и нормы дохода для инвесторов (на уровне инфляции).

Такой диспаритет цен приведет к резкому снижению объемов производства молока 1-2 млн. тонн по итогам года, сокращению поголовья коров и снижению продуктивности. Ситуация усугубляется двукратным падением стоимости биржевых молочных продуктов на мировом рынке в сравнении с ценовыми максимумами прошлого года.

Необходимо: - принять срочные меры по распространению практики заключения долгосрочных контрактов на поставку сырого молока с обязательной фиксацией ценового коридора (с фиксацией минимальной и максимальной закупочной цены), в рамках которого возможна корректировка цен в зависимости от сезона и сложившейся конъюнктуры рынка, - рассмотреть возможность проведения закупочных интервенций в период "большого молока" летом 2015 года, - утвердить порядок выплат субсидий по прямым инвестиционным затратам из расчета 20% (стоимость стойломеста 500 тыс. рублей) по проектам, которые были введены с период с 2013г в рамках Государственной программы, - утвердить принципы дифференцированного подхода к выплатам дотаций на 1 кг молока в зависимости от уровня финансовой (инвестиционной) нагрузки на сельхозпредприятие. По предварительным расчетам коэффициент может составить 1 / 3 (немодернизированные фермы / вновь построенные фермы), - утвердить субсидирование процентных ставок на приобретение комплексов из категории «проблемных активов», которые находятся у банков, - продлить действие субсидии по компенсации процентной ставки (100+3%) на приобретение импортного племенного скота до 2017г. и ввести (вновь) субсидирование приобретение импортного племенного поголовья на 1 кг. живого веса.

2. Остро стоит проблема чрезмерно высоких кредитных ставок по инвестиционным кредитам (до 22-27% годовых) для производителей молока и молочной продукции.

Необходимо: - разработать механизмы кредитования молочной отрасли, которые обеспечат уровень эффективной процентной ставки по инвестиционным кредитам на уровне 5-6% годовых; - снизить требования к залогам и обеспечить возможность использования в качестве залогов товарные остатки; - распространить практику субсидирования краткосрочных кредитов на производителей цельномолочной продукции, что позволит расширить практику целевого авансирования производителей сырого молока.

3. Уровень субсидий на 1 л товарного молока де-факто снизился в 4 раза. Дополнительные средства по этой статье (6,5 млрд рублей) планируется выделить не ранее мая 2015 года. У регионов при этом сложился дефицит средств, которые могли бы быть выделены в качестве регионального софинансирования федеральной поддержки.

Необходимо: - сократить долю регионального софинансирования до минимально возможного уровня хотя бы на 2015 год и ускорить доведение дополнительных средств на поддержку молочной отрасли.

4. Производители молока де-факто так и не получили скидки на минеральные удобрения с учетом согласованного снижения цен для внутреннего рынка. Согласно сделанных расчетов за период ноябрь-апрель фактическая цена приобретения была на 11% ( 1,2 тыс.руб./тонна) выше «льготной цены со скидкой» в рамках достигнутых договоренностей на уровне поставщиков удобрений и Министерством СХ. В пик приобретения удобрений (март-апрель), фактическая цена превышала «льготную цену со скидкой» на 25% (3,2 тыс.руб.). Есть примеры, когда производители удобрений готовы предоставлять скидку, но на поставки в мае, когда посевная кампания будет завершена и потребности в удобрениях у аграриев не будет.

Необходимо: - распространить действие «льготных цен» на удобрения до конца года на согласованном уровне, а также обеспечить мониторинг за наличием необходимого уровня удобрений в регионах и их своевременную поставку.

5. Крайне острой остается проблема продажи молочной продукции с содержанием растительных жиров, которые на полках продаются под видом натуральных молочных продуктов. Это не только вводит в заблуждение потребителей, но и позволяет обходить производителям из стран ЕС и Украины введенный запрет на поставку продукции в Россию (в том числе реэкспортные поставки, фальсификация кодов ТН ВЭД ТС).

Необходимо: - ужесточить контроль за ввозом фальсификата, а также реэкспортом молочных продуктов из «санкционных» стран (в том числе, по кодам 1901), - увеличить штрафы за производство фальсификата, а также рассмотреть возможность квотирования поставок пальмового масла на уровне 2012 года (600 тыс. тонн).

6. С 2007 г. в отрасли наблюдается серьезный рост импорта, прежде всего по молокоемким продуктам. Рынок не защищен от более дешевых продуктов из ЕС, Новой Зеландии, др. Снятие санкций может спровоцировать коллапс на российском молочном рынке. Пошлина в 15% не выполняет своей защитной функции. Необходимо: - рассмотреть вопрос о введении временных заградительных пошлин на молоко и молочную продукцию на уровне достаточном для обеспечения устойчивого развития молочной отрасли.

7. Увеличение импорта из стран Таможенного союза, в первую очередь из Белоруссии, как за счет реэкспорта так и за счет более низкой себестоимости сырого молока в связи с более высоким уровнем поддержки сельзхозтоваропроизводителей создает неравные условия для игроков рынка& Необходимо: - Сделать торговые балансы с Белоруссией реальным инструментом контроля за импортом внутри стран Таможенного союза - Гармонизировать средние индикативные цены с Белоруссией со средними рыночными ценами в России