01
апреля
2024
Новости союза

Что обсуждали на «Молочных сессиях: мороженое»

28 марта в Москве прошли «Молочные сессии: мороженое», организованные Milknews, Союзмолоко и Streda Consulting для руководителей и собственников крупнейших предприятий сегмента. Помимо презентации рейтинга крупнейших производителей мороженого, эксперты рассказали о текущей ситуации на российском и мировом рынках продукта, затронули проблему контроля его качества, актуальные вопросы маркировки и перспективы развития экспорта. Подробнее об этом рассказываем в нашем материале.
 

Ситуация на рынке

Открывая встречу, глава Союзмолоко Артем Белов рассказал об основных тенденциях молочного рынка в целом и сегмента мороженого в частности.

Рост реальных располагаемых доходов населения почти на 6% в прошлом году, с одной стороны, и очень скромные темпы роста стоимости молочной продукции, в том числе мороженого, на полке привели к серьёзному росту потребления почти на 5%, отметил Белов. Следствием этого стал резкий рост цен на сырое молоко, жиры, сливки и сливочное масло, которые востребованы в производстве мороженого. Потребление мороженого в прошлом году выросло более чем на 11%, практически в два раза превысив средние темпы роста потребления в молочной категории. При этом прогнозируемое жаркое лето будет позитивным фактором, который будет влиять на потребление в этом году.

Несмотря на сложную текущую ситуацию, мороженое остаётся одной из самых доходных отраслей молочной индустрии, отметил Белов. По его словам, доходность в секторе - в два раза выше, чем в среднем по молочной категории и составила по итогам 2023 года порядка 20%. «Это создаёт хорошую основу для реализации новых инвестиционных проектов и дальнейшего устойчивого развития производителей мороженого», - считает глава Союзмолоко.

Ключевым драйвером в развитии молочного рынка в целом и сегмента мороженого в частности должен стать рост внутреннего потребления и развитие экспортных поставок, отметил Белов. 
 

Качество мороженого

Вопросы качества в индустрии мороженого поднял в своем выступлении руководитель Роскачества Максим Протасов. Он отметил, что Россия является одним из мировых лидеров в потреблении мороженого – его регулярно потребляет 41% населения нашей страны.

Говоря об основных трендах сегмента, Протасов отметил, что большой интерес на рынке вызывает несладкое и ликерное мороженое, а также продукция с экзотическими вкусами. 30%-й рост продаж наблюдается в сегменте растительной продукции, сделанной по технологии мороженого, а 15% на рынке занимает мороженое с пониженным содержанием сахара. В два раза за 4 года выросла доля продукции с повышенным содержанием белка. Эксперт также отметил, что доля СТМ в структуре продаж мороженого в 2023 году составила 22%. При этом 61% российских потребителей отдадут предпочтение проверенным продуктам повышенного качества.

Протасов подчеркнул, что молочная продукция в целом и мороженое в частности является лидером среди категорий, качество которых интересует потребителей. Он посоветовал игрокам рынка уделять внимание современным подходам к менеджменту, где ключевая ценность для компании — мнение клиента. Также глава Роскачества рассказал об опережающих стандартах качества на мороженое и процедуре присвоения «Знака качества» продуктам категории.

«Роскачество является абсолютным и постоянным лидером по взаимодействию с потребителями. Наш портал стал средством массовой информации, влияющим на потребительское поведение. Он позволяет продвигать лучших российских производителей, снимать мифы, убирать страхи. Поэтому мы готовы оказывать максимальное содействие в продвижении вам и лучшим производителям», - заключил Протасов.
 

Маркировка

Маркировка внедряется в России с 2019 года и охватывает порядка 700 тыс. российских компаний, а у бесплатного мобильного приложения для проверки кодов Честный ЗНАК уже чуть менее 20 млн пользователей, рассказал в своем выступлении председатель Совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин. 

Внедрение этой системы позволило легальному бизнесу нарастить маржинальность, вследствие чего крупнейшие компании после запуска маркировки показывают уникальные показатели, которых не было до этого в течение многих лет, отметил он.

Михаил Дубин также рассказал о введении с 1 апреля разрешительного режима, когда кассы не будут позволять купить нелегальный и просроченный товар, и расширении интеграции с системой «Меркурий», а также призвал отраслевые предприятия принять активное участие в эксперименте по партионному учету, который стартует с 1 июня и продлится чуть меньше года.
 

Экспорт

Рост мирового рынка мороженого ускоряется, и к 2028 году объем глобального потребления, как ожидается, в 1,5 раза превысит доковидные значения, достигнув $113 млрд, рассказал в своем докладе руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов. Российский экспорт мороженого претерпел трансформацию из-за санкционных ограничений, и сегодня перед сектором стоит задача переориентировать поставки. «Сегодня мы смотрим на рынки Ближнего Востока, Восточной Азии и постсоветского пространства. Среди перспективных стран – Китай, Саудовская Аравия, ОАЭ, Казахстан, Вьетнам, Монголия, Узбекистан, Азербайджан, Сербия, Сенегал и ряд других африканских стран», – перечислил Краснов.

Одним из наиболее привлекательных рынков является регион Ближнего Востока. Например, в Саудовской Аравии импорт мороженого за 2021–2022 годы вырос на 23%, ОАЭ – на 13% в стоимостном выражении. При этом интерес к премиальному мороженому в данном регионе высокий. «У России есть все возможности для расширения присутствия на ближневосточных рынках, особенно в случае консолидации экспортеров по совместному продвижению отечественного мороженого, организации при поддержке государства маркетинговых кампаний и вывода продукции под зонтичным брендом», – выразил уверенность Краснов. В настоящее время действует 6 мер господдержки для повышения конкурентоспособности российских экспортеров мороженого. Кроме того, «Агроэкспортом» разработаны 18 экспортных гидов, содержащих информацию о рынках мороженого в приоритетных странах.

По словам Артема Белова, в 2023 году доля мороженого в российском экспорте молочной продукции составила 13%. «2022 и 2023 годы характеризовались определенным снижением экспорта по целому ряду факторов. Отмечу несколько ключевых: снижение объемов поставок в Республику Казахстан, где активно развивается собственное производство, уход из статистики поставок на Украину, а также невозможность поставок в ряд стран дальнего зарубежья, в том числе США», – заметил он. В то же время данное направление остается одним из самых перспективных для отечественных молочных компаний, подчеркнул Белов: «Российское мороженое может быть востребовано в странах и Юго-Восточной Азии, и ближнего зарубежья, и Африки. Интересных рынков много, и перспективы здесь, с моей точки зрения, неплохие». Он обратил внимание производителей мороженого на институт сельхозатташе, которые работают сегодня уже в 42 странах, назвав его действенным и эффективным инструментом при освоении экспортных рынков.

В конференции приняли очное участие порядка 75 руководителей крупнейших предприятий отрасли и экспертов рынка, более 200 человек смотрели онлайн-трансляцию рейтинга в прямом эфире.

Следующее заседание «Молочных сессий» пройдет уже 25 апреля, узнать подробную программу мероприятия и зарегистрироваться можно будет на нашем сайте.

Генеральный партнер - компания «Haier»
Официальный партнер - компания «Joy-Co»
Партнеры - компания «Кизельманн Рус» и Национальный семейный фестиваль «МОРОЖЕНОЕ-2024»
Партнер секции - компания «КриоФрост Инжиниринг»