26
мая
2014
Пресса о нас

Торговцы обязались быть добросовестными

Крупнейшие российские розничные сети и их поставщики договорились — дополнительно к договору поставки — подписывать соглашение, которое даст правовые полномочия так называемому кодексу добросовестных практик (КДП), следует из протокола комиссии по применению КДП. Добровольное обязательство подписывать такие соглашения возьмут на себя все члены отраслевых объединений, подписавших кодекс.

Этот кодекс прописывает четкие нормы в отношениях между ритейлерами и поставщиками. Документ больше года назад подписали АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли, в нее входят, в частности, «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», Metro, «Дикси», «Лента», «О’кей» и др.), Союз независимых сетей, «Русбренд», Руспродсоюз и другие крупные объединения производителей продовольствия, всего девять отраслевых объединений, объединяющих подавляющее большинство крупнейших сетей и производителей продовольствия. Предполагалось, что КДП позволит разрешать проблемные вопросы сетей и поставщиков и защитит поставщиков от невыгодных условий поставок в крупные сети. Но юридически обязывающих условий он тогда не налагал.

Комиссия, в которую входят представители АКОРТ, отраслевых объединений Союзмолоко, Руспродсоюз, PepsiCo, Торгово-промышленной палаты и др., утвердила дополнительное соглашение к договору поставки в конце апреля, следует из протокола заседания (есть у «Ведомостей»). Подписавшие этот документ розничная сеть и поставщик соглашаются, что будут применять нормы КДП, а также что их споры будет разрешать комиссия, фактически отраслевой третейский суд. Ожидается, что такие соглашения сети и поставщики начнут подписывать не позднее III квартала 2014 г. «До конца 2014 г. будет обеспечено внедрение КДП в деловой оборот, завершение формирования комплекса инструментов саморегулирования на потребительском рынке и запуск механизма рассмотрения споров участников потребительского рынка», — говорится в материалах комиссии.

Для торговцев и поставщиков было принципиально важно показать министерствам и другим регулирующим органам, что отрасль может самостоятельно отладить механизмы работы кодекса добросовестных практик — не дожидаясь ужесточения законодательства. Прошлой осенью депутаты и чиновники возобновили дискуссии о регулировании торговли. Например, обсуждалась необходимость изменения или сохранения 25%-ного порога доминирования для продовольственных сетей.

Утверждение дополнительного соглашения к договорам поставки — переломный этап в становлении саморегулирования потребительского рынка, считает замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Сейчас законодательство, регулирующее торговлю, не описывает всех нюансов в отношениях между магазинами и их поставщиками. Например, закон не регламентирует сроки и порядок пересмотра цен поставок продовольственных товаров, напоминает директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Руспродсоюз Дмитрий Востриков. Как и когда менять цены, сказано в договорах поставки, но иногда торговые сети выставляют поставщикам штраф за прекращение поставки, даже если сеть отказалась от новых цен или не ответила на предложение об изменении цен в срок, установленный договором, говорит он.

В результате, рассуждает Востриков, поставщик продолжает поставлять товар себе в убыток, только чтобы избежать штрафов, и прекращает поставки при любой возможности. «Получается, проигрывают обе стороны, а также проигрывает покупатель — от пустых полок и нестабильного ассортимента», — говорит представитель Руспродсоюза.

КДП же прописывает, что согласовать изменение цен сеть должна не дольше чем за 45 дней с момента уведомления, а если стороны не договорились, то сеть не штрафует поставщика, прекратившего поставки по старым ценам. «В нынешних условиях неустойчивого рубля такое положение кодекса будет особенно актуально для поставщиков импортной продукции и производителей, использующих импортное сырье», — уверен Востриков.

«Дикси» будет вводить дополнительные соглашения с поставщиками после того, как Федеральная антимонопольная служба проверит их на соответствие антимонопольному законодательству, говорит представитель сети Екатерина Куманина. «Уже сейчас договоры поставки “Дикси” соответствуют требованиям КДП, в том числе в части пересмотра цены поставки, — утверждает она. — Стандартный cрок согласования изменения цен для большинства партнеров составляет 30 дней, что даже меньше, чем предусматривает КДП».


Ведомости