01
августа
2014
Пресса о нас

Комментарий. А. Даниленко: эмбарго на украинскую молочную продукцию обосновано.

«Решение Россельхознадзора прекратить поставки молока и молочной продукции в связи с выявленными нарушениями не имеет политической подоплеки, – заявил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. – Хочу четко объяснить: это решение сейчас абсолютно обоснованно».

Очевидно, что у сельхозтоваропроизводителей Украины ввиду девальвации гривны возникли финансовые проблемы, так как большая часть молочного поголовья находится в частном секторе, для которого доходность очень важна. Но здесь, как правило, только 90% молока идет как товарное, 10% нетоварное. В результате коров лечат от мастита и других заболеваний, используя мощные антиобиотики. И вот это молоко сдают переработчикам, так как для них возник большой дефицит, сообщил Даниленко.

СОЮЗМОЛОКО неоднократно поднимало вопрос о дополнительном контроле над пищевой, в частности молочной продукцией, поступающей с территории Украины. Этот вопрос был обсужден на совещании под руководством президента Владимира Путина в Ставрополе, напомнил Даниленко. В связи с вышесказанным была проведена более качественная проверка продукции. И, по данным Россельхознадзора, более 30% проб показали недопустимое наличие в готовой молочной продукции антибиотиков, предназначенных для лечения животных. Поэтому и было принято решение о запрете поставок украинской молочной продукции.

«Такой объем антибиотиков недопустим ни в одной стране, – подчеркнул выступающий. – Скажу, как эксперт: я бы не хотел, чтобы мои дети и близкие питались продукцией, опасной для человеческой жизни».

Поскольку украинской продукции сегодня сложно попасть на рынки Евросоюза из-за высоких требований к качеству продукции и вследствие запрета России на продовольственный экспорт с Украины для аграрного сектора этой страны наступают сложные времена, предположил лидер российского молочного союза.

Что касается последствий для нашей страны, то, по словам Даниленко, «к моменту запрета доля украинской продукции из всего объема поставок в Россию молочной продукции, составляет менее 1%. Кроме того, в летний период у нас всегда избыток молока, и российские производители с удовольствием заместят этот объем. Помимо этого очень хорошая ситуация сложилась с кормами – это создаст стабильную ситуацию по молоку. Плюс Белоруссия имеет переизбыток молока на складах (Белоруссия экспортирует нам 50% от всех поставок, остальное приходится на ЕС, США, Новую Зеландию и Австралию). Так что это не приведет к росту цен на молоко на прилавках в летний период».

Такой оптимизм радует, да только как быть с системным снижением производства молока в стране! По свежим данным Минсельхоза РФ, за шесть месяцев текущего года объем производства сырого молока в хозяйствах всех категорий Российской Федерации составил 15,05 млн тонн, что на 132 тыс. тонн ниже соответствующего периода прошлого года.

И, хоть украинская молочная продукция составляет менее 1% в общем объеме импорта, введение санкций может сказаться на обеспечении России. Ведь сегодня объем рынка продовольствия оцениваются в 140 млрд евро в год, из них 40 млрд приходится на импорт. «В прошлом году отрасли недодали примерно 30 млрд рублей, а в результате экспорт (то есть деньги, которые ушли из страны), увеличился более чем на 50 млрд рублей, – отметил А. Даниленко. Обратим внимание на такой веский аргумент: «Мы в целом вывозим различной молочной продукции в эквиваленте порядка 500 млрд рублей. То есть это недополученный наш доход».

Надо согласиться с утверждением председателя правления Национального Союза производителей молока: «Защита, стимулирование собственного производства – сегодня самая актуальная задача, поскольку молоком мы обеспечиваем себя максимум на 60%».

На вопрос, сколько времени понадобится на подъем отрасли в случае единовременного отказа стран Запада прекратить экспорт молочной продукции в Россию, Андрей Даниленко ответил:

– Мы сделали для себя расчеты, чисто теоретические – в зависимости от принятой политики. У нас есть программа развития отрасли, в рамках которой существуют два основных сценария. Один – при серьезных вложениях в отрасль мы можем к 2020 году достичь обеспеченности молоком на 90%. По более умеренному сценарию мы этого уровня достигнем к 2030 году. Детали расписаны на 200 страницах и представлены правительству, Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину.

Отвечая на вопрос о роли частного сектора в развитии молочной отрасли, Даниленко отметил, что «по нашим расчетам, производственная себестоимость молока в частном секторе конкурентна с Канадой, США и Евросоюзом, то есть, мы по природно-климатическим условиям можем производить молоко дешевле, чем во многих странах мира. Для этого надо удешевить кредитные ресурсы и сделать их на практике длинными – до 15 - 20 лет. Второе – убрать избыточные административные барьеры, которые ведут к удорожанию инвестиций (подключение газа, электроэнергии, получение экспертиз).

«Если мы хотим конкурировать, нужны вложения. Если этого не делать, мы будем падать на 3 - 4% ежегодно и к 2020 году будем импортировать не 10 миллионов как сейчас, а 20 миллионов», - подчеркнул Даниленко.


RosInvest.Com