06
августа
2014
Пресса о нас

Проживём без импорта?

Запреты импортных товаров набирают обороты — РФ уже запретила фрукты из Польши, молоко, соки, сою с Украины, консервы из Молдавии. В зоне риска находятся разные продукты из ЕС и США. Сможет ли РФ найти замену запрещённому импорту, разбирался АиФ.ru.

Роспотребнадзор выявил нарушения, допущенные при обороте на территории России американского виски типа бурбон. В напитке Kentucky Gentleman производства Barton 1792 Distillery ведомство обнаружило опасные для здоровья человека канцерогены — фталаты, которые могут вызвать заболевания нервной системы, бесплодие и даже онкологию.

Кроме того, виски не проходил государственную регистрацию на соответствие техническому регламенту Таможенного союза. Надо сказать, что это первый случай претензий РФ к импортному алкоголю премиум-класса.

Помимо претензий к американскому виски, российская сторона в очередной раз усомнилась в качестве мяса птицы из США. В двух партиях мяса птицы специалисты Россельхознадзора обнаружили мезофильные аэробные и факультативно анаэробные микроорганизмы. Ранее российские санитары находили в американской курятине антибиотики и другие вредные вещества, из-за которых мясо, поступающее из Штатов, отныне находится под усиленным мониторингом Россельхознадзора.

Помощник главы ведомства Алексей Алексеенко не исключает, что РФ может ограничить импорт продукта, если в поставках будут обнаружены новые нарушения.

Запретом по Европам

Выявленные в американском мясе и алкоголе нарушения за последнее время — далеко не первый случай, когда российская сторона высказывает претензии к качеству иностранных товаров. Череду продуктовых нарушений, вызвавших усиленные проверки и даже полные запреты на ввоз импорта, открыли товары из не так давно подписавших соглашение об ассоциации с ЕС Молдавии и Украины. Сначала Роспотребнадзор ввёл запрет на импорт плодово-овощных консервов из Молдавии, затем последовало эмбарго Россельхознадзора в отношении молдавских фруктов. Позже ограничения коснулись молока, молочных продуктов, соков и детского питания, сои, подсолнечника и кукурузной крупы с Украины.

Российские санитарные ведомства не оставили без внимания и импорт из стран ЕС и США. Так, тревогу Россельхознадзора вызвало мясо из Евросоюза — в конце июля ведомство обнаружило рактопамин в мясной продукции из Испании. Или в охлаждённой польской говядине эксперты ведомства нашли мезофильные анаэробные и факультативно анаэробные микроорганизмы, а в фарше индейки были выявлены сальмонеллы.

О возможном запрете мяса птицы из США руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт говорил «Интерфаксу» ещё 31 июля — в американской продукции были найдены антибиотики и опасные микроорганизмы.

Помимо претензий к молочной продукции, опасения российских санитарных ведомств вызывает импортная растительная продукция. Так, с 1 августа вступил в силу запрет на ввоз в Россию яблок, груш, абрикосов, персиков, вишни, черешни, нектаринов, сливы, тёрна и капусты из Польши. Свои действия в отношении польских фруктов и овощей Россельхознадзор объяснил нарушением требований к сертификации, обнаружением нитратов и пестицидов, а также выявлением карантинных объектов (восточной плодожорки и калифорнийского цветочного трипса).

В зоне риска на сегодняшний день находятся украинские сладости и лук, сербские фрукты, сухое молоко из Латвии. «Цель санкций стран Запада — дестабилизировать российскую экономику любыми доступными способами. Они хотят ограничить доступ России к финансовым рынкам, технологиям двойного назначения, радиоэлектронной продукции, оружейным разработкам. В связи с этим не удивительно, что Россия со своей стороны принимает ответные шаги. Сейчас, когда западные страны целенаправленно наносят урон нашей экономике, нет ничего удивительного в том, что тон российских ведомств по отношению к качеству иностранных товаров изменился. В результате российского эмбарго потери европейских производителей приведут если не к остановке санкций, то к переосмыслению их продуктивности», — рассуждает Тамара Касьянова, первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров».

Курс на импортозамещение

Эксперты не исключают, что случаи несоответствия импортных товаров стандартам качества и последующие запреты со стороны Россельхознадзора и Роспотребнадзора могут продолжиться. В России продуктовая корзина почти на треть состоит из импорта, и в случае ухода иностранной продукции её место придётся чем-то заменять — искать других продавцов или брать курс на импортозамещение.

«Торговые запреты могут стать стимулом для импортозамещения, но далеко не сразу, в очень отдалённой перспективе, — комментирует юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков. — Для импортозамещения нужно иметь собственные ресурсы и мощности, а с этим будут серьёзные проблемы из-за их недостатка или запущенности. Но курс на импортозамещение такими действиями определённо будет взят», — убеждён эксперт.

Срок выхода на импортозамещение зависит от категории продукции. В среднем, процесс занимает 3–5 лет, за которые теоретически можно создать мощности (заводы, предприятия, фабрики), инфраструктуру продовольственного рынка, а также восстановить сельскохозяйственные земли. «Если зависимость от инженерно-технических изделий, например радиоэлектронных компонентов производства западных стран, мы преодолеем через несколько лет, то замещение импорта продовольствия займёт больше времени. Вполне очевидно, что часть сельхозпродукции, некоторые фрукты и овощи, мы не можем выращивать по чисто климатическим условиям или не в том объёме, который смог бы полностью удовлетворить внутренний рынок. По этой причине полностью отказаться от импорта не удастся», — рассуждает Касьянова.

Раньше продукция отечественных предприятий не могла конкурировать с европейской, в том числе из-за своей высокой цены. Но в новых условиях государство сможет дотировать выпуск собственных изделий, убеждена эксперт.

Так, председатель правления ассоциации «Союзмолоко» Андрей Даниленко считает, что при условии инвестиций со стороны на самообеспечение молочной продукцией Россия может выйти к 2020 году. По умеренному сценарию, достичь импортозамещения молока можно будет к 2030 году, считает Даниленко. «Если мы хотим конкурировать, нужны вложения. Если этого не делать, мы будем падать на 3–4 % ежегодно, и к 2020 году мы будем импортировать не 10 миллионов, как сейчас, а 20 миллионов», — предупреждает он.

От Европы к Азии

На смену европейским молочным продуктам может прийти аналогичный импорт из Бразилии. Кроме того, Россельхознадзор планирует наладить из латиноамериканской страны ввоз рыбы, сообщил Алексей Алексеенко. По его словам, поставки бразильской продукции могут начаться в обозримом будущем, поскольку у Россельхознадзора дружественные отношения с ветеринарным ведомством Бразилии. «Можем начать поставки, опираясь на гарантии их ветслужбы», — заявил помощник главы Россельхознадзора РИА «Новости». В этом случае импорт может начаться в ближайшие два месяца.

Молочные и молокосодержащие продукты, кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки, подсолнечное масло, сахар и овощи борщового набора в случае расширения Россией торговых ограничений заменить будет легко. А вот с мясной продукцией и большей частью растительных продуктов будет сложнее, считает Ивченков.

«Сейчас уже упущен момент для взращивания большей части своей аналогичной продукции, а того, что выросло и собирается, может не хватить на осенне-зимний период, поэтому будут закупать у других, не запрещённых импортёров — в Египте, Бразилии, Чили, странах Азии», — отмечает эксперт.

Например, почти 80 % российского рынка яблок приходится на импорт, большую часть которого составляют запрещённые польские фрукты.

В случае отказа от продукции европейских сельхозпроизводителей в пользу стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки цены на ряд товаров для российского конечного потребителя вырастут в связи с увеличившимися транспортными расходами.

«В среднем, точно стоит ожидать повышения цен на 40–50 %. Правда, не исключено, что для некоторых товаров повышение цен будет двукратным, в частности для фруктов и овощей в осенний период, круп, растительных продуктов, но это пока маловероятно», — резюмирует Ивченков.


Аргументы и Факты