+7 (495) 650-35-40 info@souzmoloko.ru
10
марта
2015
Пресса о нас

Медведев вмешается в ценовой спор торговых сетей и производителей

Лишний маркетинг

Как стало известно РБК, примерно к 13 часам в Горки-9 съедутся президент группы «Дикси», председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Якубсон, основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий, предправления Союзмолока Андрей Даниленко, руководитель исполкома Национального мясного союза Сергей Юшин, вице-президент холдинга Roust и представитель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игорь Косарев, а также чиновники из Минсельхоза, Минпромторга и Минэкономразвития.

Противостояние между торговыми сетями и поставщиками достигло точки кипения, и в среду, 11 марта, вопросы «кто виноват» и «что делать» будут вынесены на рассмотрение премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщили источник в правительстве и источники, близкие к участникам совещания «О взаимодействии сельхозтоваропроизводителей, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности».

Собеседники РБК уточнили, что во вторник владельцы магазинов и собственники предприятий-поставщиков еще раз попытались найти компромисс перед визитом к премьеру – в рамках заседания Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС). Удалось договориться по многим вопросам, но проблема фальшь-маркетинга так и не решена, утверждает сотрудник одной из компаний: никто не может запретить сетям оказывать производителю дорогостоящие маркетинговые услуги, например продавать исследования рынка, разрабатывать промоакции и т.д. Председатель МЭС и глава комитета Торгово-промышленной палаты по развитию потребрынка Александр Борисов утверждает, что «был достигнут консенсус по всем вопросам».

По информации одного из участников совещания в Горках, Медведев заслушает аргументы сторон и предложит бизнесменам самим договориться в течение полугода, если они не сумеют – будет дан ход поправкам в закон «О торговле», внесенным в Госдуму в январе группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой. «Если бизнес не сможет самостоятельно разрешить противоречия, значит, бизнес глуп, и именно он станет виновником вмешательства в рынок государства», – категоричен Юшин. По его мнению, такое вмешательство невыгодно ни одной из сторон: «Изменения правил выплаты бонусов означают, что поставщикам и ретейлерам придется заново заключать все договоры, пересматривать цены на полках, адаптировать IT-инфраструктуру и так далее».

Из-за кого все дорожает

Цены на продукты питания в России в 2014 году, по данным Росстата, выросли на 16,7%, за январь–февраль и первые два дня марта 2015-го – еще примерно на 6%. Генпрокуратура инициировала проверку крупнейших розничных сетей по всей стране: она прошла 20–23 января и завершилась сотнями дел об административных правонарушениях, только в Москве было возбуждено 418 дел.

После проверки многие ретейлеры объявили о заморозке цен на 20 социально значимых товаров сроком на два месяца, но вины своей не признали. «Рост оптовых цен [то есть цен от поставщиков] опережает рост цены на полках», –объяснял представитель X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов.

Представители отраслевых союзов поставщиков, напротив, утверждали, что взлет цен обусловлен ценообразованием именно в магазинах. «Любой производитель, зная, что ему предстоит отдать сети 50% стоимости товара, вынужден заранее на эти 50% поднять цену. Поэтому стоимость практически всех пищевых продуктов для потребителей в стране завышена на 20–50%, – утверждается в записке, которую СПАП в среду представит Медведеву. – В результате искусственно разгоняется инфляция, а Россия продолжает оставаться страной рекордно высоких цен. В сетях нет качественных и доступных для населения товаров, так как производители массовых недорогих продуктов не могут работать в убыток (с учетом дополнительных выплат сетям)».

Законопроект Яровой

Поправки от Ирины Яровой и ее коллег предусматривают снижение размера разрешенного законом «О торговле» ретро-бонуса (премии за объем продаж, выплачиваемой поставщиками) с 10 до 3% от суммы поставки. Также запрещаются любые дополнительные выплаты сетям со стороны поставщиков, в том числе за право поставки в сети и открываемые магазины, за листинг и делистинг, за утрату и повреждение товаров, за возмещение других расходов (кроме регресса за поставки некачественной продукции). Отсрочка платежей поставщикам сокращается с 10 до 5 дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней – за товар со сроком хранения до одного месяца, с 45 до 35 дней – за товары длительного хранения. В КоАП предлагается ввести новый раздел, предусматривающий наложение штрафов на сети от 2 млн до 5 млн руб. за создание дискриминационных условий поставщикам, за создание препятствий поставщикам, за нарушения порядка ценообразования, за навязывание условий, запрещенных законом.

В качестве альтернативы этому законопроекту АКОРТ предложила закрепить в законе «О торговле» положения Кодекса добросовестных практик ретейла – подписанного в рамках саморегулирования «джентльменского соглашения» между сетями и поставщиками, регламентирующего порядок разрешения спорных и конфликтных ситуаций. В отношении маркетинговых акций кодекс предусматривает согласование их проведения и предоставление исчерпывающей отчетности со стороны сети о подобных мероприятиях. Подобные поправки в закон в ходе прошедшего в начале марта совещания поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В пресс-службе Минэкономразвития РБК заявили, что «внедрение добросовестных практик может стать эффективной альтернативой государственного регулирования отрасли, в том числе при решении вопросов взаимоотношения поставщиков товаров и торговых сетей». При этом сокращение срока оплаты продовольственных товаров не поддержано, отметил представитель министерства.

Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что Минпромторг «настроен на продуктивное взаимодействие с комитетом, возглавляемым Ириной Яровой», но «не стал бы на весь торговый бизнес вешать ярмо «спекулянты».

​По словам заместителя председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова, многие крупные сети уже научились работать без фальшь-маркетинга, но подобные случаи все еще распространены. «Если проблема не будет решена, то мы не видим иного пути уйти от нее, кроме как запретить любой маркетинг за исключением маркетинга, осуществляемого через механизм предоставления скидок в рамках договора поставки, – говорит Леонов. – Если заболевание вовремя не вылечить, то придется что-то ампутировать».

Фальшивый маркетинг в торговле: противостояние сетей и поставщиков

Февраль 2010 года

Вступил в силу закон «О торговле». На его подготовку ушло более трех лет. Законопроект с 2006 года переписывался несколько раз и дошел до первого чтения лишь осенью 2009-го.

Ноябрь 2011 года

Началась работа над подготовкой Кодекса добросовестных практик ретейла. Кодекс был призван «снять самые острые противоречия, возникающие между ретейлерами и поставщиками в рамках соблюдения закона «О торговле».

Ноябрь 2013 года

На заседании комиссии по применению Кодекса добросовестных практик поставщики и ретейлеры договорились, что магазины не будут использовать фальшь-маркетинг для получения дополнительных бонусов.

Январь 2014 года

Сети и поставщики договорились не выносить свои конфликты на уровень органов власти, пока они не будут рассмотрены в рамках комиссии по применению кодекса. Соответствующий пункт был внесен в Кодекс добросовестных практик.

Июнь 2014 года

Межотраслевой экспертный совет по потребительскому рынку (МЭС) написал письмо генеральным директорам трех российских сетей: Яну Дюннингу из «Ленты», Тони Майеру из «О’кей» и Жан-Пьеру Жермену из «Ашан Россия», в котором сообщил о жалобах от производителей на навязывание им маркетинговых услуг со стороны магазинов.

Август 2014 года

Розничные сети получили от Минпромторга указание сообщать в министерство о желании поставщиков поднять закупочные цены.

21 января 2015 года

В Госдуму внесены поправки в закон «О торговле» группы депутатов во главе с Ириной Яровой. Проект предполагает ограничить дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков, снизить отсрочки по оплате, снизить размер ретро-бонуса с 10 до 3%. Поправки готовились около года.

22 января 2015 года

АКОРТ распространила заявление, в котором указывается, что принятие поправок Яровой может привести к дефициту товаров и новому росту цен.

27 января 2015 года

На заседании МЭС было вынесено на согласование негативное заключение на проект поправок от Ирины Яровой, но члены МЭС отказались подписывать документ.

28 января 2015 года

На заседании Центра общественных процедур в сфере торговой деятельности, созданного по инициативе бизнес-омбудсмена Бориса Титова при «Деловой России», были приняты собственные антикризисные предложения – список мер, которые позволят «сократить необоснованные издержки в торговой сфере и должны привести к снижению цен на отечественные товары».

18 февраля 2015 года

Ассоциация крупнейших водочников СПАП попросила ФАС проверить, насколько законны бонусы, которые требует с поставщиков группа «Дикси» Игоря Кесаева.

3 марта 2015 года

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил внести изменения в законодательство, которые бы сделали обязательными и для ретейлеров, и для поставщиков достигнутые в Кодексе добросовестных практик договоренности.