22
апреля
2015
Пресса о нас

Недалеко ушел

Информацию о назначении Александра Ткачева на место Николая Федорова подтвердил «Ведомостям» федеральный чиновник. Собеседник, близкий к администрации президента, сообщил во вторник, что вероятность назначения Ткачева очень велика: «Работа по нему началась еще 8 апреля. Он прилетал в Москву, встречался с Путиным. Говорят, документы уже подписаны и назначение состоится чуть ли не сегодня». Человек в правительстве сказал «Ведомостям», что изначально Ткачев не рассматривался на эту должность и появился «как черт из табакерки». Чиновник предполагает, что губернатор мог сам стать инициатором перехода в министерство и имеет большие шансы как «самый подходящий» и «самый нормальный» кандидат с точки зрения законов нынешней номенклатуры.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на запрос «Ведомостей» не ответил. Помощник министра сельского хозяйства Виктор Васильев сказал, что узнал о возможном назначении Ткачева из СМИ и официального подтверждения у него нет.

Ткачев – сильный политик и управленец, имеющий административный ресурс и умеющий жестко отстаивать интересы отрасли, полагает председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Он губернатор прежде всего сельскохозяйственного края и рост производства зерна, молока и мяса подтверждает, что его работа в этом направлении была успешна, согласен топ-менеджер одного из крупных кубанских сельхозпредприятий. Ткачеву недостает стратегического мышления, каким, например, отличался бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, возражает руководитель крупного агрохолдинга, например, причиной произошедшей на Кубани в 2010–2011 гг. вспышки африканской чумы свиней, принесшей 1,5 млрд руб. убытков, стало недостаточное развитие ветеринарной службы. Главное достижение Ткачева в сельхозотрасли – это укрепление позиций фирмы «Агрокомплекс», связанной с его семьей, категоричен другой кубанский сельхозпроизводитель: «Агрокомплекс», который создал в 1993 г. отец будущего губернатора Николай Ткачев, скупал в основном самые успешные хозяйства и цены были ниже рыночных (см. врез). Состав акционеров «Агрокомплекса» не раскрывается, но участники рынка связывают его владельцев с членами семьи губернатора. Положение Ткачева было неопределенным последние два года, напоминает политолог Евгений Минченко: сначала его планировалось перевести на другую работу сразу по окончании Олимпиады, но после ее триумфального проведения со снятием решили повременить. Теперь же многое будет зависеть от самого Ткачева – как он сможет адаптироваться к новым реалиям, полагает эксперт: «Я бы не исключал, что он может прийти в публичную политику через какое-то время, он талантливый популист с опытом выигранных выборов». Православно-националистическое позиционирование и понятная территориальная опора (юг России) – это перспективная политическая ниша, подчеркивает эксперт. В рейтинге эффективности губернаторов Ткачев занимал устойчивые позиции в группе лидеров, напоминает политолог Константин Костин: в аграрном секторе у него огромный опыт, он понимает проблемы сельского хозяйства и умеет их решать.

Времена, когда перевод на сельское хозяйство воспринимался как почетная ссылка, прошли, уверяет политолог Михаил Виноградов: «Это уже не дауншифтинг времен СССР, когда все деньги уходили на тяжелую промышленность и оборонку». По мнению эксперта, Ткачев, считавшийся политическим тяжеловесом, скорее всего, не хотел покидать пост губернатора, но серьезным сигналом стала серия уголовных дел в его окружении: «Кроме того, стали снижаться постолимпийские ожидания от Краснодарского края, поскольку неожиданно появился другой курорт номер один – Крым». Аресты краевых чиновников стали для Ткачева неожиданностью, уверен политолог Константин Калачев, это был очевидный накат на губернатора, потому что люди вокруг него «привыкли к олимпийскому времени и уже не видели берегов». А Краснодарский край ждет, возможно, последний крупный проект в России – строительство моста в Крым, для чего нужно будет выкупать землю под расселение, напоминает Калачев, так что с той стороны мы видим «освобождение места под нужного кому-то человека».