17
мая
2015
Пресса о нас

Молоко приказало долго ждать

Отечественное молоко сможет полностью покрыть потребности жителей России в лучшем случае через десять лет, полагает новый глава Минсельхоза Александр Ткачев. Ситуацию в молочной отрасли он назвал «запущенной», и исправить ее возможно лишь при наличии существенных инвестиций.

Ситуация в молочном животноводстве сложная и «запущенная», заявил в конце недели новый глава Минсельхоза Александр Ткачев. Исправить ее возможно лишь при наличии «серьезных вложений и дотаций». И даже в этом случае на то, чтобы отечественное молоко полностью покрыло потребности страны, потребуется от семи до десяти лет, оценил ситуацию министр.

Импортозамещение является главной задачей, которая стоит перед Ткачевым, занявшим пост министра сельского хозяйства в конце прошлого месяца. Президент Владимир Путин, назначая губернатора Кубани на пост в кабмине, поставил новому министру задачу накормить россиян отечественной продукцией. При этом сделать это следует быстро. «С тем чтобы снизить накал на продовольственном рынке, понизить цены и так далее», — пояснил в апреле Путин. Тогда в ответ на президентские слова Ткачев пообещал заняться импортозамещением по-олимпийски, воспользовавшись опытом, полученным при подготовке к зимней Олимпиаде в Сочи.

Производственные показатели в российской молочной отрасли неоднозначные. С одной стороны, объем производства молока по итогам 2014 года составил 30,8 млн тонн, что незначительно выше показателя за 2013 год. С другой стороны, по данным Росстата, «жидкого обработанного» молока промышленность России произвела только 5,3 млн тонн, и это на 1% меньше, чем в 2013 году.

В текущем году негативная тенденция продолжилась: в первом квартале производство «жидкого обработанного» молока сократилось на 1,3%, до 1,4 млн тонн, в годовом исчислении, а производство молока и сливок «в твердых формах» (сухое) упало на 18,5%, до 21,6 тыс. тонн.

Недостаток отечественного молока, а также продуктовое эмбарго, введенное Россией в отношении ряда стран, негативно сказались на себестоимости молока как сырья. По итогам первого квартала она выросла на 30–40% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составляет около 22–23 руб. на новых комплексах (без учета инвестиционной нагрузки) и 16–17 руб. на старых фермах.

Цены внутри страны на молоко растут, но они падают на мировых рынках, в том числе в тех государствах, против которых не было введено продуктовое эмбарго, — в Белоруссии и Казахстане. В результате предпочтение на рынке зачастую отдается не в пользу российской продукции, жалуются в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко).

«Белоруссия всегда производила молоко с избытком. Главным рынком сбыта для них является Россия, и теперь, когда там возникли колоссальные излишки молочной продукции, единственный способ ее реализовать — это опустить цены», — рассказал «Газете.Ru» председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко. По его словам, такие проблемы возникают на регулярной основе и играют негативную роль на внутрироссийском рынке. Чтобы разрешить эту ситуацию, нужно договариваться о единой позиции по ценообразованию среди стран, входящих в состав Таможенного союза.

Для поддержки молочной отрасли необходимо решить и вопрос с импортом пальмового масла, которым некоторые производители заменяют молочные жиры и тем самым снижают издержки производства. По данным Росстата, в январе-феврале этого года импорт «масла пальмового и его фракций» в Россию вырос на 37% по отношению к аналогичному периоду 2014 года. В Союзмолоке отмечают, что случаи продажи молочной продукции с содержанием растительных жиров под видом натуральных молочных продуктов в последнее время участились. Для того чтобы справиться с этой проблемой, властям следует подумать над «квотированием поставок пальмового масла» в Россию и страны Таможенного союза, считают в организации.

Но главными проблемами, мешающими осуществить импортозамещение молока в более быстрые сроки, являются длительность самого производства и его низкая инвестиционная привлекательность. Процесс построения молочной фермы, выращивание животных требуют много времени. Корова дает в год одного теленка, и еще требуется несколько лет, чтобы вырастить его до молокопроизводящего состояния, объяснила «Газете.Ru» исполнительный директор Молочного союза России Людмила Маницкая.

«Корову нужно вырастить, осеменить, потом она должна родить, и только после этого она даст первый литр молока, а на окупаемость удастся выйти только через три года после получения первого литра. Природу не обмануть: технологический цикл по молоку составляет шесть лет», — рассказал Даниленко из Союзмолока.

Другим барьером для быстрого восстановления молочной отрасли является более низкая, чем в других сельскохозяйственных отраслях, инвестиционная привлекательность молочного производства. «Молоко по своей сути социальный продукт, его нельзя сделать слишком дорогим в отличие от того же мяса, а следовательно, и окупаемость не будет быстрой», — отметил Даниленко. По его словам, это ведет к тому, что для предпринимателей сельскохозяйственной сферы последняя отрасль, куда хотят вложить деньги, — это молоко. «Это и происходило в последнее время: молоко получало меньше инвестиций, чем другие отрасли», — заключил Даниленко. Чтобы сбалансировать рыночно непривлекательную часть, нужно дать дополнительные преференции занимающимся молоком предприятиям, считают в Союзмолоке. Для этого нужна реальная помощь со стороны государства, которая в том числе предусматривает и финансовую поддержку, заключила Маницкая.