24
августа
2015
Пресса о нас

«Переобутый сыр» атакует прилавки

В России резко вырос объем фальсификата сыра. Из-за невозможности купить хороший продукт россияне стали переходить на более дешевые марки, и это подстегнуло производителей. Чтобы снизить себестоимость сыра, они стали чаще использовать пальмовое масло. Конечный продукт по вкусовым качествам ничего не теряет, цена – намного ниже. Единственная проблема – покупатели не знают о том, что в их корзине фальсификат. Чтобы успешнее реализовать продукт, недобросовестные участники рынка выдают сырный продукт за сыр.

В сложной экономической ситуации потребитель старается экономить на продуктах питания, а дорогостоящие сыр и масло одними из первых либо вычеркивают из списка покупок, либо стараются найти самый дешевый вариант. Сочетание этих двух факторов и способствовали массовому появлению фальсификата, - объясняет ПРОВЭДу эксперт молочного рынка Марина Петрова.

С этим соглашаются представители Национального союза производителей молока «Союзмолоко». По их словам, честный производитель, который сделал сыр из молока и поставляет товар за 600 рублей за килограмм, сегодня никого не устраивает - ни торговую сеть, ни потребителя.

Производителей молочной продукции, которые используют растительные жиры, в союзе делят на два типа. Первые пытаются сохранить своего покупателя и добавляют дешевое растительное сырье, называют свой продукт «сырным» или «спредом» и находят своего покупателя. Это абсолютно законно. Вторые добавляют туда растительные жиры и называют продукт натуральным сливочным маслом или сыром, что вводит потребителя в заблуждение и создает нездоровые экономические условия.

Однако иногда производители не виноваты в обмане покупателей.

- На российском рынке достаточно частой является ситуация, когда производитель выпускает продукт с использованием растительных жиров, а посредники переупаковывают его, размещая недостоверную информацию на упаковке о наименовании и составе. Даже появился специальный термин «переобутый сыр». Такой обман потребителя поражает своей безнравственностью и цинизмом, - рассказывает Марина Петрова. По ее словам, участники рынка такими действиями вместо лояльности покупателей заработали негативное восприятие отечественного сыра.

Около 30% российских потребителей уже сократили объем покупок сыра, так как высока вероятность приобретения сырного продукта. А средний класс стал отдавать предпочтение разрешенным для ввоза швейцарским сырам, приобретая их примерно один раз в месяц, отмечает эксперт.

По мнению специалистов «Союзмолока», в таких молокоемких категориях, как масло и сыр - особенно в низком ценовом сегменте - доля фальсификата может достигать 30-40%. В сегменте питьевого молока и цельномолочной продукции подделок гораздо меньше, так как это экономически не так выгодно. При этом объем фальсификата на молочном рынке в целом оценивается по-разному. Самые внушительные цифры приводят в Союзе потребителей «Росконтроль»: по их данным, около 70% молочной продукции в России – это подделка. Тогда как, по информации Роспотребнадзора, доля фальсификата на российском молочном рынке - всего 5-7%.

Однако, по закону, при производстве сыра вообще не допускается использование растительных жиров. Если есть даже небольшая добавка растительного жира, то это уже молокосодержащий продукт, и слова «сыр» в маркировке такого продукта не должно быть. На практике все иначе. - Как правило, доля молочного жира, которая заменяется растительным жиром (обычно это пальмовое масло), составляет 30-70% по отношению к жировой фазе образца. Впрочем, иногда экономически рентабельным оказывается замена и 5-10% молочного жира.

Выгода для производителя в этом случае не очень велика, но зато такую замену трудно обнаружить традиционным анализом жирнокислотного состава, - объясняет директор экспертного департамента НП «Росконтроль» Максим Рудаков. Что касается сырного продукта, то при его производстве возможна замена молочного жира растительными аналогами. Иногда растительного жира - больше половины, бывает даже 100%, это допустимо. Главное – чтобы все это было задекларировано на этикетке.

У пальмового масла очень много плюсов. Его использование не только снижает себестоимость продукта, но и продлевает срок годности, перепады температуры не сказываются на физических свойствах такого продукта, отсутствие привкусов, запахов делает его применение удобным для производителя и незаметным для потребителя. Однако не только экономия толкает производителей к фальсификату. На молочном рынке России существует дефицит сырья: его мало, и оно дорогое.

- Важно видеть корень проблемы: фальсификат развивается, когда существует дефицит доступных натуральных продуктов. Я считаю, прежде всего, необходимо увеличивать производство молока, что, в свою очередь, снизит цены и даст возможность заводам-изготовителям выпускать натуральные продукты, приемлемые с точки зрения ценового уровня для нашего потребителя, - объясняет эксперт Марина Петрова. По данным Росстата, сейчас поголовье дойного стада в России составляет 8,6 миллиона голов, что на 2% меньше показателя июля 2014 года, а производство молока за 7 месяцев 2015 года сократилось на 0,4%. При этом снижение производства молока наблюдается в течение последних пяти лет: в 2009 году в стране производилось 32,6 тысячи тонн молока, а в 2014 – 30,8 тысячи тонн. О дефиците молока также свидетельствуют данные по импорту. С 2007 по 2014 год доля импорта сыров и сырных продуктов возросла с 43% до 52%, доля сливочного масла - с 34% до 43%, а доля сухого молока - с 27% до 69%. Для сравнения, импорт пальмового масла, по данным Росстата, в октябре 2014 года увеличился на 74% по отношению к октябрю 2013 года, а в январе и феврале 2015 года – на 37% по сравнению с тем же периодом в 2014 году.

Решить проблему нехватки сырья может государство. Для этого необходимо увеличивать поголовье крупного рогатого скота, повышать продуктивность, создавать кормовую базу, обеспечивать производителей молока льготными кредитами на уровне европейских процентных ставок и так далее. По словам Марины Петровой, эту задачу можно решить в среднесрочной перспективе, то есть за 5-7 лет. В качестве положительного примера она приводит опыт Белоруссии, где за последние 14 лет производство молока возросло на 50%.

Все эксперты сошлись на том, что в краткосрочной перспективе нужно предпринять хотя бы минимальные меры по защите потребителей - увеличить контроль за продукцией и ужесточить наказание за фальсификат.

- Сейчас производитель и продавец фактически не несут никакой ответственности за производство и продажу продукции, нарушающей требования Технических регламентов. Если бы производитель понимал, что он не просто платит штраф, а должен отозвать продукцию с полок всех магазинов, где продается его фальсифицированный товар одновременно, то в следующий раз просчитал бы риски: потери от приостановки продажи скоропортящихся продуктов могут оцениваться в сотни миллионов долларов, - говорит представитель «Росконтроля».

Стоит отметить, ранее в Минсельхозе предложили не просто ограничивать сыр и сырный продукт, а вовсе запретить использовать термин «молочный» при маркировке продуктов с растительными жирами. К слову, подобные инициативы звучат постоянно: что-то запретить (к примеру, использование пальмового масла в детском питании), что-то изменить.

В отраслевом союзе «Союзмолко» считают, что к изменениям в законе нужно относиться осторожно. Во-первых, это чревато не только новыми издержками для фальсификаторов, но и для честных производителей, которым придется менять упаковку и комплектующие. Все эти издержки будут вкладываться в цену товара, поэтому очередные поправки приведут к удорожанию всей молочной продукции. Во-вторых, бессмысленно менять закон, если он и так не работает.

- Сегодня есть технический регламент, который нарушается из-за мизерных штрафов и длительных судебных тяжб с нарушителями. Нужно сделать так, чтобы он соблюдался. Если он не соблюдается, то какие бы поправки ни принимались, недобросовестные компании будут и дальше их игнорировать, - резюмируют в союзе.

А в чем собственно разница?

В заключение стоит отметить, что продукция с пальмовым маслом практически не отличается от продукции с молочным жиром: даже по вкусу их не различить. Главная проблема именно в том, что эта информация отсутствует на этикетке.

- Если говорить о пользе для здоровья, то по жирнокислотному составу качественное пальмовое масло практически не уступает молочному жиру. Разве что, последний, кроме того, может быть источником жирорастворимых витаминов А и D. В пальмовом масле их нет. Разницу во вкусовых характеристиках может заметить только специалист или особо искушенный потребитель, - рассказывает директор экспертного департамента НП «Росконтроль» Максим Рудаков.

- Вопрос о вреде или пользе растительных жиров остается дискуссионным, но важно предоставлять потребителю достоверную информацию на этикетке о натуральности приобретаемого продукта, - отмечает эксперт молочного рынка Марина Петрова.