22
января
2016
Пресса о нас

​Сырные дебаты

Александр Ткачев уверен, что при вступлении в ВТО последствия для сельского хозяйства страны не были полностью просчитаны. Поэтому, отвечая на предложение одного из участников съезда ввести квоты на импорт сыра, министр сказал, что в рамках ВТО Россия лишена этого инструмента.

Вместе с тем министр считает, что импорт в страну продовольствия в большей степени ограничила девальвация рубля, а не ответные меры. Но даже и после отмены продэмбарго, считает он, условия для импорта значительно не изменятся. "Доллар уже не будет по 30 рублей, не менее 50 будет", - сказал он, добавив, что в этих условиях "нам будет выгодно и дальше производить продукцию - это совершенно очевидная вещь".

Разные миллиарды

Между тем власти не так давно анонсировали широкие меры поддержки именно сельского хозяйства страны. Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета по ряду направлений.

В числе прочих мер Владимир Путин 15 декабря 2015 года подписал Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год». Согласно документу, на потребности российского АПК в 2016 г. будет выделено 237 млрд руб. Из последних инициатив, до 25 февраля в правительстве ожидают предложений от Минэкономразвития и Минсельхоза о мерах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях стимулирования экспорта отечественной животноводческой продукции.

Проблемы сельского хозяйства России в ВТО обнажились практически сразу после вступления страны в эту организацию, указывает эксперт центра "Общественная Дума" Павел Ивченков. Основополагающим правовым актом, который регулирует торговлю сельхозпродукцией в ВТО, является Соглашение по сельскому хозяйству 1993 года, напоминает эксперт. И одной из главных проблем вступления России в ВТО - это жёсткая позиция стран-экспортёров (Австралии, Бразилия, Канада и др.), интересы которых заключались в либерализации доступа своей сельхозпродукции на российский рынок.

При вступлении в данную организацию Россией был утвержден уровень господдержки сельхозпроизводителей в размере примерно 9 млрд долл. с последующим сокращением равными долями до 4,4 млрд долл. к 2018 году. Что бы понять проблему, нужно привести аналогичные показатели для других стран-членов: так, в США уровень поддержки сельского хозяйства - 19,1 млрд долл., в Японии – 39,6 млрд долл., в Швейцарии - 3,9 млрд долл.

В США поддержка на гектар в 10 раз больше, и это не предел

Вторым фактором, который существенным образом влияет на развития аграрной отрасли, является то, что фактически в ВТО не берутся в расчет различия между объективными природно-экономическими реалиями сельскохозяйственного производства в разных странах, продолжает Павел Ивченков. При таких условиях многие страны находятся в не совсем равных условиях: например, в России в расчёте на один гектар пашни государственная поддержка снизилась примерно до 35 долларов, тогда как в США она составляет 350 долларов США на гектар, а в ЕС – 1 000 евро на гектар.

Говоря о конкретике, стоит привести следующие примеры, которые показывают явный вред российской сельскохозяйственной отрасли: после вступления в ВТО, в течение первых двух лет импорт свинины из ЕС резко вырос, что кратковременно снизило цены на эту продукцию в России на 30-35%. Однако себестоимость производства свинины в России резко увеличилась из-за дорогих кормов. После вступления в действие ответных санкций, положивших запрет на ввоз продуктов питания из стран Европы, российский рынок остался без дешевой свинины при удорожании отечественной.

Подобная ситуация сложилась и в сфере машиностроения: к нам идет более дешевая зарубежная сельхозтехника, а правила ВТО лишают отечественные предприятия субсидирования, что ставит отрасль в затруднительное положение.

Иран вместо Турции

В нынешних условиях трудно сказать, за счёт чего ситуация начнет исправляться, отмечает Павел Ивченков. Положение усугубляется тяжелым кризисом, пик которого еще не прошел.Ситуация с введением санкций в отношении России и, как следствие, ответная реакция России значительно затруднили развитие отечественного сельского хозяйства в формате ВТО. Пока непонятна стратегия правительства по выходу из сложившейся ситуации. То и дело мы видим, что при выбытии одного из поставщиков появляется информация о том, что его место займет не отечественный производитель, а другая страна (явный свежий пример - место Турции в поставке отдельных товаров может занять Иран).

Перед нами еще одно свидетельство того, что вступление в ВТО было весьма нерациональным актом, принесшим экономике страны в основном убытки, комментирует, в свою очередь, слова министра независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Причем нельзя сказать, указывает он, чтобы это стало какой-то неожиданностью. Ткачев лишь официально подтвердил общеизвестный факт, что последствия вступления в ВТО никто всерьез не просчитывал. Вернее сказать, просчитали, убедились, что большинству отраслей это невыгодно, и все равно вступили. Исходя из мало кому понятных «идеологических» соображений.

Традиции 1990-х годов эпохи «пещерного либерализма», таким образом, вполне живы и поныне, несмотря на некоторую смену риторики. Поэтому, констатирует эксперт, вопрос о выходе из ВТО может быть поднят только в случае общей смены экономического курса. Что, к сожалению, пока представляется маловероятным.

Сильный лоббист

Следует все же отметить, что гипотетический вопрос о выходе из ВТО может рассматриваться только комплексно. Сейчас в экономике взят курс на наращивание экспорта, и тут Всемирная торговая организация скорее подспорье. Ведь и сельхозпродукцию мы тоже экспортируем. В конце концов, организация, где состоит большинство стран мира, вряд ли в состоянии сама по себе особенным образом вредить именно России. Условия участия, это другой вопрос, который рассматривался много лет и тем не менее не был разрешен ко всеобщему удовлетворению. Конечно, это невозможно и в принципе, но какие-то важные акценты в отношении ВТО явно требуют внимания.

С защитой важно и не переборщить. Например, о каких (упомянутых выше) квотах на импорт сыра можно говорить, если сыр у нас и так подорожал за минувшие год-полтора, по грубой оценке, вдвое? Теперь не редкость отечественные сыры по цене былых импортных. Из последних же осталось лишь то, что, видимо, "просочилось" через таможню, или из экзотической для нас по этому виду продукта Южной Америки. При этом производство отечественных сыров существенно выросло, в то время как импорт сократился в несколько раз.

Недорогие сыры идут вразвес уже без указания на ценнике состава продукта, со ссылкой на данные на упаковке. Видимо, магазин боится отпугнуть составом, содержащим немало различных добавок, даже нетребовательных покупателей товаров нижнего ценового сегмента. Скорее, в этом контексте, можно говорить о нехватке сырья, сырого молока. 

В лице Александра Ткачева российские аграрии явно имеют сильного лоббиста, стремящегося к защите рынка, порой кажется, что вплоть до изоляции. Продовольственные августа антисанкции 2014 года также не могли обойтись без его участия. В принципе, активные действия в рамках принятых в ВТО правил и испытание этих рамок на "предельную нагрузку" - то именно то, что и должна делать страна и ее ведомства. Сейчас разжать рамки нам помогли геополитика и девальвация, а затем нужно будет находить юридические переговорные решения.