+7 (495) 650-45-26 info@souzmoloko.ru
10
июля
2017
Пресса о нас

Расследование "КП": Как производителей заставляют покупать места в рейтингах качества продуктов

Работает в Москве фирма с названием «Росконтроль». Делает экспертизы разных товаров: еды, бытовой химии, электроники.

Казалось бы, благое дело. Начнет производитель лепить халтуру, а ему раз - линейкой по рукам: а-та-та.

Но что-то пошло не так. У «Рос­контроля» уйма проигранных судов - оказывается, не все, что пишут в экспертизах, правда. Да и сами производители жалуются, что им делают странные предложения о сотрудничестве. Если предприятие согласится платить за контроль качества, его занесут в зеленый список. Не согласится - в черный.

Такой вот бизнес - на нашем стремлении покупать самые качественные продукты.

ТРИ БУКВЫ

В московском доме на четыре этажа по адресу Большой Коптевский проезд, д. 3, с. 1, зарегистрировано сразу 45 компаний. Три конторы работают практически с одинаковыми названиями: ЗАО «Руководящий Орган Системы Контроля», некоммерческое партнерство (НП) «Региональная Организация Системы Контроля» и общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Региональная Общественная Система Контроля». Сайт у организаций общий. У ЗАО и НП, по данным системы «БИР-Аналитик», даже директор один и тот же: Вадим Гитлин.

Сокращенное наименование у всех одинаковое: «Росконтроль». У потребителя создается обманчивое впечатление, будто это сокращение от «российский». Придает солидности. Но по закону использовать частицы «рос» (равно как «мос» и «гос») в названиях без официального разрешения Мин­юста нельзя. У контролеров готов ответ. Мол, наше «рос» - это совсем другое. Это просто аббревиатура - вот, мол, гляньте на полное название, видите первые буквы в первых трех словах? Ширма, конечно. На Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы такие доводы не произвели впечатления. И еще в 2016 году суд по иску Налоговой службы обязал ЗАО «Руководящий Орган Системы...» изменить первые три буквы в кратком названии. До остальных структур у Фемиды руки пока не дошли.

Но «Росконтроль» менять название не спешит.

ПРИНУЖДЕНИЕ К КАЧЕСТВУ

Ладно бы дело ограничивалось одним названием. Но вопросы есть и к методам работы.

- Из «Росконтроля» мне позвонили весной 2016 года, - рассказала «КП» гендиректор кондитерской фабрики «Победа» Ольга Муравьева. - Сказали, что наша продукция попала в «желтую» зону рейтинга. Если ничего не делать, то наши сладости переместят в черный список.

Встревоженной женщине объяснили, что надо делать.

- Они будут проводить экспертизы нашей продукции, мы будем это оплачивать, - продолжила Муравьева. - И никаких проблем с рейтингами. Цену не назвали, стоимость проверки и экспертного заключения может меняться.

На кондитерской фабрике от такого предложения отказались. И в мае этого года на одном из центральных каналов вышла передача про российские конфеты. Сладости «Победы» попали-таки в «некачественный» список.

В исследовании написали, что состав шоколадной глазури на самом деле не такой, как заявлено. В нем нет какао-масла. Оказалось вот что: контролеры измерили состав начинки. В ней нет какао-масла. Из этого проверяющие сделали вывод, что какао-масла нет и в шоколадной глазури.

- Конечно, в начинке мало какао-масла! - говорит Муравьева. - Это технология производства. Если начинку сделать только на какао-масле (считай, из шоколада), конфету невозможно будет разгрызть. Получится одна большая твердая плитка.

Теперь производитель будет судиться. Три независимые проверки, заказанные «Победой», показали, что с конфетами все в порядке.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

Похожая история у компании «Королевская вода».

- В одной нашей бутылке с водой неожиданно нашли много нарушений: микробы, примеси, - рассказал юрист компании Сергей Климов. - Это притом что СЭС каждую неделю проводит для нас контроль качества. Нас занесли в черный список. При этом на сайте «Росконтроля» не было указано, где куплена вода, кто ее купил. И вообще из многотысячной партии проверили только одну бутылку.

«Королевская вода» заказала повторную экспертизу воды из той же партии. Ничего не обнаружилось. Тогда начались суды с «Росконтролем».

Контролеры проиграли. Их заставили убрать порочащие сведения. В решении суда написано: «Спорная информация не имела под собой никаких оснований и продиктована намерением причинить вред другому».

Но контролеры проявили завидную стойкость. Убрали с сайта только одну какую-то формулировку. «Королевская вода» осталась в двоечниках.

- Нам предложили судиться еще раз, - говорит Климов. - Мы на первый суд убили год, получается, потребуется еще столько же. И два года висеть в их черном списке - себе дороже. Руководство компании сдалось и согласилось на то, что «Рос­контроль» будет проверять качество нашей воды. Платно. Это притом что СЭС официально уже следит за нами. Тоже за деньги. За одно и то же пришлось платить дважды.

Почему производитель прогнулся? «Росконтроль» свои рейтинги активно рассылает по СМИ. Журналисты в стремлении защищать интересы читателей эти данные публикуют. Люди читают и делают выводы у прилавков. Поэтому проще заплатить проверяющим, чем висеть в черном списке.

- Только когда «Королевская вода» заключила договор с «Росконтролем», из плохого рейтинга нас убрали, - сообщил Климов.

ПРОТОКОЛЫ НИКУДА НЕ ГОДЯТСЯ

- Из протоколов «Росконтроля» никогда не понятно, где был куплен товар, кем отбирались пробы, когда, - рассказала «КП» пресс-секретарь Роспотребнадзора Анна Брычева. - Мы не имеем права провести проверку на основе этих протоколов. На самом деле все это - доказательство того, что в реальном наказании нарушителей эта организация не заинтересована.

На сайте ведомства даже выложено официальное письмо - в нем говорится, что протоколы исследования колбасы, сделанные «Росконтролем», нельзя использовать как доказательство. Слишком много нарушений у самих проверяющих.

«ОЗПП «Росконтроль» известно манипулированием потребительским мнением, судебными делами с производителями продукции и скандальными проверками. Показательно, что заявления «Росконтроля» о том, что более 70% продукции на российских полках фальсифицировано, проиллюстрированы ничтожным в статистическом отношении количеством исследований - порядка 40», - написано в обращении Роспотребнадзора.

ГЛАВНОЕ - УСПЕВАЙ ОПРОВЕРГАТЬ

Результаты всех проверок выкладываются на сайте «Росконтроля». Производителей из черного списка клеймят позором. Нередки случаи, когда бизнесмены через суд заставляют проверяющих писать опровержения.

Вот некоторые из дел, выигранных производителями:

- Информация, что масло «Д» («Дикси») плохое, не подтвердилась.

- Данные о том, что юбка бренда Gulliver не соответствует требованиям, опровергли в суде.

- Сарафан школьной формы «Смена» неопасен для здоровья детей.

- Компания «Сады Придонья» отсудила 200 тысяч рублей у «Рос­контроля» и заставила писать два опровержения. Проверяющие заявили, что под видом апельсинового сока продается нектар, но доказать это не смогли.

Формально «Росконтроль» живет на добровольные пожертвования и взносы. Но можно ли так собрать нужные на экспертизы миллионы рублей? Вот и сами контролеры признаются, что основа окупаемости проекта - плата от производителей, которых на эти деньги и провер

Формально «Росконтроль» живет на добровольные пожертвования и взносы. Но можно ли так собрать нужные на экспертизы миллионы рублей? Вот и сами контролеры признаются, что основа окупаемости проекта - плата от производителей, которых на эти деньги и провер

ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?

Самое интересное - откуда «Росконтроль» берет средства на исследования. На сайте организации написано, что за два года работы было проведено более 1000 исследований товаров.

300 занесли в черный список.

- Лабораторное исследование одной категории товаров (около 40 пачек) стоит миллион рублей, - рассказала «КП» Мария Сапунцова, замруководителя Роскачества. - Нам как госорганизации деньги выделяются из федерального бюджета. Если исследуем ДНК или проверяем на антибиотики, то цена экспертизы увеличивается. И стоит задаться вопросом, кто финансирует эти дорогостоящие исследования в частных компаниях да и проводятся ли они вообще.

На сайте «Росконтроля» указан солидный состав наблюдательного совета. Профессора и академики РАН.

Звоню узнать, что они там делают.

- Несколько лет назад мне предложили вступить в общественный совет «Росконтроля». Я согласился. Но меня ни разу не приглашали ни на одно заседание. Так что не могу сказать, что я имею какое-то отношение к этой организации, - сообщил «КП» академик РАН Андрей Лисицын.

- Я тоже ни разу не участвовал в работе общественного совета «Росконтроля», - сказал «КП» академик РАН Анатолий Косован.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Самые крупные и авторитетные организации, которые следят за качеством товаров, - это Роспотребнадзор и Россельхознадзор. В год они проводят 8 млн. экспертиз. Они же имеют право наказывать нарушителей: штрафовать, прекращать их работу.

Дальше идет Роскачество. Госкомпания делает выборочные проверки разных товаров. Обычно пищевых. Результаты исследований, если есть нарушения, отправляют в Роспотребнадзор для выписывания штрафов.

Если не брать «Росконтроль», то самым крупным частным проверяющим остается Общество защиты прав потребителей с руководителем Михаилом Аншаковым. Правда, в последние годы ОЗПП больше прославилось не разоблачениями, а громкими склоками. К примеру, организация судилась с РПЦ из-за цен в церквях. А еще отличилась рекомендацией россиянам договариваться о путешествиях в Крым с украинскими властями, так как полуостров - украинский.

Есть еще Союз потребителей и КонфОП.­ Они тоже отстаивают интересы покупателей. Но не проверками, а защитой в суде, юридическими консультациями. Услуги - платные.

На этом культурный слой заканчивается. Далее идут, по сути, мелкие мошенники. Под видом проверяющих они трясут небольшие магазины. Приходят, устраивают скандал и соглашаются замять историю за какие-нибудь 3 - 5 тысяч рублей. У сети Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») даже инструкция есть, как вести себя с наглыми контролерами.

- Там четко написано, какие права есть у государственных и у общественных контролеров, - рассказал «КП» представитель Х5 Retail Group. - Общественники действуют в рамках закона о защите прав потребителей - они могут получить ту же информацию, что и любой покупатель. Если нашли нарушения прав потребителей - могут жаловаться в госорганы. Но они не имеют права присваивать себе функции госнадзора. Общественный контроль не может заниматься проверками трудового, санитарного законодательства, смотреть кассовые аппараты.

Напомним, «Росконтроль» - именно общественная организация.

- Интерес общества к качеству и безопасности товаров породил огромное количество частных компаний и систем добровольной сертификации, - рассказала «КП» Мария Сапунцова. - Эти фирмы под видом исследований занимаются фактически отбором денег у производителей и самопиаром на жареных фактах. Непрозрачность процедур и непрофессионализм «исследователей» подрывают доверие к важной работе.

И действительно. Сливочное масло «Простоквашино» у «Росконтроля» в черном списке. А у Роскачества «Простоквашино» в отличниках. Кому верить?

ВСЕ УШЛИ В ОТПУСК

По телефону в «Росконтроле» со мной общаться не захотели. На письма с просьбой объясниться ответа не последовало. Тогда я поехал в штаб-квартиру организации. Общественники сидят в кирпичной пристройке за железной дверью без вывески. Но на порог меня все же пустили.

- Все начальство и пресс-секретарь сейчас в отпуске, вернутся через неделю. Созвониться с ними или написать письмо не получится. Остались одни рядовые сотрудники. Нет никого, кто бы смог ответить на ваши вопросы, - заявила молоденькая девушка в приемной.

Позицию гендиректора Вадима Гитлина пришлось подглядеть в сообщении РБК. Оказывается, коммерсант и не скрывает своего желания заработать на производителях.

«Мы собирались (в 2012 году. - Авт.) проводить расследования, доказывавшие фиктивность этих сертификатов (соответствия. - Авт.), и предлагать производителям заключать договоры на реальное тестирование товаров с «Рос­контролем», - рассказал Гитлин РБК.

Но оказалось, что предприятия не хотят платить какой-то частной лавочке.

«И тогда мы решили давить на производителей через потребителей», - цитирует Гитлина РБК. Речь про те самые черные списки.

РБК со ссылкой на Гитлина дает такой расклад прибыли «Росконтроля». Средняя стоимость годового надзора за качеством одного вида товара - 200 тысяч рублей в год.

88% уходит на лаборатории, 12% - доход самих контролеров. В конце 2016 года клиентами «Росконтроля» были 60 компаний. Суммарно у них проверялось 200 видов продукции. Поменьше, чем указано на их сайте, - неужели там приписали для солидности? Ладно, подсчитаем барыши. 200 тыс. руб. х 200 х 12% = 4,8 млн. руб. И это на два десятка сотрудников. Прямо скажем, негусто. Бросить бы им это дело...

А В ЭТО ВРЕМЯ

Министерство юстиции вынесло предупреждение филиалу «Росконтроля» в Самаре, а также НП «Росконтроль» и ОЗПП «Росконтроль». Если до 15 августа (в Самаре - до 23 августа) они из названия не уберут частицу «рос», то будет суд с иском о ликвидации фирм.