06
апреля
2020
Пресса о нас

Союзмолоко против маркировки, рассчитывает на оценку результатов эксперимента

Национального союза производителей молока (Союзмолоко, объединяет PepsiCo, Danone, Valio, "Карат", ГК "Галактика" и другие предприятия отрасли) по-прежнему выступает против введения маркировки молочных продуктов.

"Сроки эксперимента сдвигаются, и мы рассчитываем, что до конца года будет проведена реальная оценка целесообразности введения обязательной цифровой маркировки для молочной продукции. Именно после проведения такой оценки можно было бы принимать решение о необходимости внедрения системы", - сказал гендиректор "Союзмолоко" Артем Белов (его слова процитированы в сообщении союза).

"Союзмолоко по-прежнему убежден, что необходимо отказаться от введения обязательной маркировки молочной продукции. Внедрение системы маркировки нецелесообразно, учитывая уже работающую систему прослеживаемости (ЭВС) и крайне незначительную (менее 0,01%) долю контрафактной продукции", - заявил он.

Как сообщалось, правительство РФ продлило срок эксперимента по маркировке молочной продукции до 31 декабря 2020 года. Эксперимент, который идет в России с 15 июля 2019 года, формально завершился 31 марта. Правительство также установило срок введения обязательной маркировки молочных продуктов - 20 января 2021 года. Отдельные категории, на которые распространяется это решение, будут определены по результатам оценки результатов эксперимента.

Оператором системы маркировки является ЦРПТ - совместное предприятие USM Алишера Усманова ("ЮэСэМ Технологии", 50%), ГК "Ростех" (концерн "Автоматика", 25%) и "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого (25%).

Как заявили в пресс-службе ЦРПТ, благодаря продлению эксперимента молочная отрасль получает больше времени для отработки всех процессов взаимодействия с цифровой системой маркировки "Честный знак".

"Фактически это дополнительный комфортный период интеграции для компаний, в том числе тех, которые еще не присоединились к пилотному проекту. Подготовка на этапе эксперимента обеспечивает бесшовный переход к обязательной маркировке. Наравне с озвученными ранее предложениями о бесплатной маркировке молочной продукции дешевле 30 рублей, о большем переходном периоде для фермеров эта инициатива является еще одним шагом навстречу отрасли, создающим комфортные условия для подготовки к маркировке", - считают в ЦРПТ.

По данным ЦРПТ, в рамках пилотного проекта по маркировке молочной продукции в системе зарегистрировано уже более 1,36 тыс. участников, еженедельно к ней присоединяются около ста новых компаний.

Между тем, как утверждают в Союзмолоко, по итогам тестового нанесения кодов на предприятиях пока не удалось подобрать оптимальные опции нанесения и типы оборудования ни для одного вида упаковки молочной продукции. "Все производственные линии обследованных предприятий нуждаются в дооснащении. Некоторые решения приводят к существенному замедлению линий (вплоть до 50%), что негативно отразится на производительности всей отрасли. Это ставит под угрозу стабильность поставок отечественной молочной продукции и приведет к росту импорта", - считает Белов. Кроме того, до текущего момента не проводилось тестирование логистических операций, хранения и учета маркированной продукции, заявил он.

По оценке союза, чтобы оснастить одну производственную линию, в среднем требуется от 4 млн до 10 млн рублей. При этом поставщики оборудования не гарантируют 100%-ную считываемость кодов, и часть продукции (в некоторых случаях ее доля доходит до 85%) должна быть списана - и это дополнительные потери бизнеса, указывает Белов. По расчетам союза, затраты в первый год составят не менее 61,3 млрд рублей, дополнительные затраты на маркировку приведут к снижению доступности качественной молочной продукции и росту себестоимости производства продукции минимум на 3-4%.

"К 2021 году последствия произошедшей девальвации, пандемии этого года и других кризисных явлений лишь более серьезно отразятся на отрасли в связи с отложенным эффектом этих факторов. Дополнительное введение маркировки не позволит малым и средним предприятиям восстановиться после стресса и заставит еще большее количество игроков уйти с рынка", - утверждает глава союза.