13
апреля
2020
Пресса о нас

«Даже во время войны люди строили планы»

Эпидемия коронавируса, породившая мировой экономический кризис, спутала все планы — как у крупного бизнеса, так и у обычных людей. Десятки миллионов человек по всему миру ощущают тревогу из-за отсутствия ясности даже в ближайшем будущем. “Ъ” спросил бизнесменов и экономистов о том, имеет ли смысл долгосрочное планирование в условиях пандемии.

Александр Галицкий, управляющий партнер Almaz Capital:

— Первое правило: долгосрочное планирование должно быть всегда, независимо от ситуации. Второе: нужно учитывать поправки в краткосрочном и среднесрочном планировании. Сейчас я не вижу, чтобы в бизнесе что-то серьезное произошло для того, чтобы учесть это в ближайших планах, но предполагаю некоторые изменения в среднесрочной перспективе. А целевые задачи в долгосрочном планировании — это вехи, правила, которые нужно соблюдать и в бизнесе, и в личной жизни, какую бы коррекцию ни вносила судьба.

Алексей Портанский, профессор Высшей школы экономики и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:

— Наличие плана всегда лучше его отсутствия. Однако план должен быть обоснованным и реалистичным. Нужны достоверные оценки ситуации, чтобы рассчитать и предвидеть последствия. По ситуации с пандемией коронавируса разброс в оценках чрезвычайно велик. Возьмем хотя бы прогнозы падения ВВП в России и в мире — они «гуляют» от 2,5% до 30% к концу года, что вряд ли послужит приемлемой опорой для составления плана. На мой взгляд, компаниям и отдельным гражданам имело бы смысл составлять, скажем, три сценария на ближайшее будущее: пессимистичный, средний и оптимистичный.

Алексей Кортнев, лидер группы «Несчастный случай»:

— Мы понимаем, что те планы, которые мы построили на это лето и осень в смысле концертов и поездок, не сбудутся, и все будет по-другому. Мы с женой и со всеми коллегами планируем, как правило, жизнь на полгода-год вперед. Выходит, планирование долгосрочное было сделано, но теперь мы сидим ровно и ждем, сорвется это все или нет.

Ольга Ускова, гендиректор Cognitive Pilot и президент группы компаний Cognitive Technologies:

— Фатализм в бизнесе неприемлем. Считать, что поляну за тебя кто-то определяет — это либо играть в очень мелкий бизнес, либо заранее становиться обслуживающим лузером. Поляну надо формировать самому, какая разница, какие условия на данный момент, ты должен задавать тренд. Конечно, ты должен учитывать текущую ситуацию и состояние, и то, в такой период твой каркас планирования должен быть гораздо жестче.

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа компании «ФБК Грант Торнтон»:

— Долгосрочное планирование имеет смысл всегда, другое дело, его актуальность сейчас не такая большая. Вроде понимаешь, что самое актуальное на данный момент — это краткосрочное планирование, но когда анализируешь, к примеру: вот кризис быстро закончится? Нет. Значит, это уже среднесрочный период, один-два года. Гарантии есть, что за один-два года окончится? Нет, но есть вероятность все-таки. А вот когда он завершится, то что будет с экономикой? А это уже три-пять лет, получается, мы выходим на длительный период. Получается, задумываешься о краткосрочных перспективах, а это просто логически заставляет заглядывать в более отдаленное будущее.

Николай Валуев, первый зампред комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды:

— Долгосрочное планирование, как и любое другое, это здорово, но как это делать, когда у тебя нет координат «икс» и «игрек»? Сейчас много неизвестности в развитии пандемии, в ситуации с кризисом в экономике, и, наверное, желательно иметь несколько планов на случай разного развития событий.

Андрей Клепач, главный экономист госкорпорации развития ВЭБ.РФ:

— Всегда нужно понимать ключевые направления будущей жизни, другое дело, что планировать на далекое будущее сейчас проще, чем сказать, как этот год скажется на всем, от экономики до состояния общества и мирового порядка. И личные планы я тоже строю, что-то удается сделать, и именно потому, что знаешь, в каком направлении надо двигаться и с кем.

Михаил Веллер, писатель, философ:

— Даже во время войны люди строили планы, как они будут жить после войны. Даже не веря, что выживут, а все-таки думали, что они будут делать дальше. Поскольку человеку свойственно мечтать и надеяться на лучшее, планы на всю жизнь все равно нужно иметь. В старые времена люди, у которых было хоть что-то, писали завещание и назначали наследника. Вот об этом нужно вспомнить, что в любой миг можно переселиться туда – в лучший мир. Пандемия — это очень полезная встряска для человеческой психики, для того, чтобы понимать: человек предполагает, а Бог располагает. Но предполагать всё-таки нужно!

Артем Белов, генеральный директор «Союзмолоко»:

— Визионерство и построение долгосрочных стратегий становится более актуальным именно в период кризиса. Ведь не зря говорят: «Куда смотришь — туда идешь».

Анна Погорелова, чемпионка мира среди юниоров по биатлону, владелица кроликовой фермы в Подмосковье:

— Сейчас нужна гибкость мышления и умение приспосабливаться к текущим событиям. Все-таки долгосрочное планирование — это цели, которые мы перед собой ставим не на год и не на два, а значительно дальше. Но мы знаем слова Спасителя, что каждому дню — свои заботы. Кризис не отменяет необходимость сохранять рабочие места и продолжать платить зарплату. Мы не загадываем далеко, а ежедневно работаем.

Группа «Прямая речь»