21
января
2021
Пресса о нас

Сыворотка для Поднебесной

В ушедшем 2020 году молочная отрасль продолжала наращивать объёмы экспорта. Этому способствуют ослабление рубля и вялый платёжеспособный внутренний спрос. За три квартала 2020 года общий показатель превысил уровень 2019 года на 26%. Поставки составили 715 тыс. тонн в молочном эквиваленте на сумму $299,0 млн (+12%). Несмотря на то что основными внешними потребителями молочной продукции из России пока остаются страны СНГ (приблизительно 91% экспорта), растёт экспорт и в третьи страны.

В конце 2018 года Москва и Пекин договорились о взаимных поставках замороженного мяса птицы и молочной продукции. Снятие запрета на поставки в Китай открыло для российских переработчиков огромный и динамично развивающийся рынок. Список поставщиков молочных продуктов определили в рамках договора о взаимной поставке, подписанного между Китаем и Россией 7 ноября 2018 года. В конце декабря Россия и Китай объявили о конечном согласовании списков компаний для взаимных поставок молочной продукции. На сегодня право поставлять молочную продукцию в Китай получили уже более 30 компаний. В основном они поставляли цельномолочную и кисломолочную продукцию, мороженое. Знаковым событием второй половины прошлого года стало получение разрешения на экспорт сухих молочных продуктов на рынок Китая. Это может позволить увеличить продажи и доходность российских производителей и переработчиков молока.

В результате экспорт молочной продукции в Китай в физической массе вырос за три квартала прошлого года относительно 2019 года на 36%, а в денежном выражении – на 40% (до $6,6 млн). Основной прирост произошёл за счёт увеличения поставок мороженого и сыров.

Во многом успешный рост экспорта обусловлен трансформацией мер господдержки экспорта, так, например, появились скидки на рефрижераторные контейнеры со стороны РЖД, льготное кредитование экспорто-ориентированных проектов. Компенсация логистических затрат на логистику при экспортных поставках, куда теперь включено экспортное плечо, может составить до 25% от стоимости транспортировки. Введена компенсация на сертификацию продукции на внешних рынках, причём в эту субсидию входят в том числе доставка испытательных образцов, оценка соответствия условий внешнеторгового контракта, а также сертификация на халяль и кошер. Компенсация составляет от 50 до 90%. В 2021 году появится новая субсидия на участие в выставках, в которых не предусмотрена национальная экспозиция.

Безусловно, сохраняются некоторые трудности, связанные с оформлением экспортных разрешений, логистические проблемы, так как это новый путь для многих компаний. Китай – очень привлекательный, но непростой рынок. Кроме того, молочные продукты относятся к сегменту скоропортящихся, так что это накладывает на предприятия дополнительные обязательства.

В 2021 году мы ожидаем дальнейшего развития внутреннего экспортоориентированного производства и активизации поставок на открытые рынки, в том числе сухих молочных продуктов в Китай. Этому будут также способствовать слабый рубль и вялый спрос внутри страны.

Развитие экспорта особенно важно в условиях неустойчивого спроса на молоко и молочные продукты на внутреннем рынке. Именно молочная сыворотка, которой в России становится все больше благодаря проектам по строительству и модернизации сырных заводов, может стать приоритетом для экспорта в Китай, являющийся сегодня одним из основных потребителей сыворотки. Китай – это самый большой импортёр молока в мире, который показывает неплохие темпы роста – на 2–3% в год.