28
января
2021
Рынок молока

Потребление молочной продукции в 2020 году увеличилось на 800 тыс. т

Потребление  молочной  продукции  в  России  в  2020  году  увеличилось  на  3%,  до  29,3 млн  т  в сегменте продукции, произведенной промышленными предприятиями. Это на 800 тыс. т больше, чем  в  2019  году.  Об  этом  сообщается  в  материалах  XII  Съезда  Национального  союза производителей  молока  (Союзмолоко).  Среднедушевой  показатель  при  этом  вырос,  по предварительным данным, до 240 кг/чел./год (+3%) с учетом нетоварного сектора. 
 
«Несмотря на негативную динамику доходов населения в 2020 году, спрос на молочную продукцию со стороны населения увеличился, по предварительным данным, минимум  на 800 – 900 тыс. т, среднедушевой  показатель  при  этом  достиг  максимального  значения  с  момента  введения санкций», – заявил генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. 
 
По его словам, распространение пандемии коронавирусной инфекции, особенно ее первая волна, сформировало новую реальность функционирования молочной отрасли. При этом эффективная государственная  политика  и  своевременная  реакция  производителей  молока  и молокоперерабатывающих организаций на сигналы рынка позволили не только сохранить, но и увеличить  спрос  на  одну  из  наиболее  значимых  продовольственных  категорий  –  молочную продукцию, считает Белов. 
 
По данным Союзмолоко, во-первых, поддержку спросу оказали предпринимаемые государством меры поддержки населения (прямые денежные выплаты). Во-вторых, социально ориентированная ценовая  политика  производителей  молока  обеспечила  доступность  молочной  продукции  в условиях падения реальных располагаемых доходов населения. В-третьих, режим самоизоляции способствовал активизации домашнего питания с традиционно высокой долей молочной продукции (кулинарные  категории  –  сметана,  творог,  сыры  и  т.п.)  и  формированию  запасов  продукции  с длительным сроком хранения, в том числе ультрапастеризованного питьевого молока. Четвертый фактор связан с ограничением на зарубежные поездки: развитие внутреннего туризма поддержало спрос на молочную продукцию, в том числе со стороны гостинично-ресторанного сектора в период отпусков.  Пятым  фактором  положительной  динамики  спроса  на  молочную  продукцию  стало развитие  инструментов  он-лайн  торговли  продовольственными  товарами  и  сервисов  доставки готовых блюд. 
 
Повышение  потребления  стало  фактором  сохранения  положительной  динамики  в  сырьевом секторе  молочной  индустрии.  По  предварительным  оценкам  Союзмолоко,  объем  производства товарного молока в 2020 году увеличился на 4  – 5%, до 23,5 млн т. «Значительную поддержку сырьевому сектору оказали меры государственной поддержки. Своевременно предпринятые новые меры  позволили  минимизировать  негативные  последствия  от  распространения  пандемии,  а стабильность  действия  системных  мер  поддержки  отрасли  позволили  сохранить  позитивную динамику развития производства молока», – пояснил Артем Белов. 
 
Рост  производства  сырого  молока  создал  устойчивую  базу  для  продолжения  увеличения производства  молочной  продукции.   По  предварительным  итогам  года  выросло  производство сыров (+5%), питьевых сливок (+15%), сметаны (+3%), питьевого молока (+2%), сливочного масла (+5%), мороженого (+14%), сухой̆ сыворотки (+14%), сухого обезжиренного молока (+5%).  
 
Рост  внутреннего  производства  молочной  продукции  позволить  также  активно  развивать экспортные поставки, в результате чего объем внешних отгрузок молочной продукции в 2020 году вырос, по оценкам Союзмолоко, на 24%, до 0,9 млн т в молочном эквиваленте на сумму 0,37 млрд долларов  США,  при  этом  сохраняется  существенный  потенциал  и  дальнейшего  наращивания экспортных поставок, в том числе в страны дальнего зарубежья. 
 
Ключевым вызовом в 2021 году для предприятий молочной отрасли, как было отмечено на съезде, станет введение системы обязательной маркировки готовой молочной продукции. «В настоящее время ведется активный диалог между государством и бизнесом о планомерном и своевременном включении предприятий молочной отрасли в систему маркировки, чтобы обеспечить отсутствие сбоев  в  поставках  молочной  продукции  и  гарантировать  ее  доступность  для  населения»,  – комментирует  Артем  Белов.  Задачами  работы  Союза  в  2021  году  также  являются  сохранение господдержки  сектора,  развитие  племенной  работы,  работа  по  стимулированию  потребления молочной продукции и развенчанию мифов о молоке.