28
сентября
2022
Новости союза

Болевые точки отрасли и ситуацию на рынке ингредиентов обсудили на XIV заседании «Молочных сессий»

Текущую ситуацию и стратегии развития в период неопределенности, а также рынок ингредиентов и состояние глубокой переработки в стране обсудили эксперты и лидеры отрасли в ходе XIV заседания «Молочных сессий», которое прошло 27 сентября в Петровском путевом дворце в Москве.

Организаторами мероприятия выступили Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) и информационное агентство Milknews.

Официальным спонсором «Молочных сессий» выступила компания Kieselmann Rus. Спонсорами стали компании Pavlov, Basson и KOBLiK Group.

С приветственным словом к участникам встречи обратился генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. Он отметил, что события последних лет серьезно влияют на функционирование молочного бизнеса и в частности на настроения инвесторов. При этом, несмотря на просадку по спросу, сохраняется позитивная динамика в части производства сырья. В целом ситуация в отрасли за первые 8 месяцев этого года стабилизировалась, но ряд рисков все же остаются. Прежде всего, это факторы, связанные с санкционными пакетами, которые будут влиять на эффективность производства и реализацию новых проектов. Также на рынок оказывает давление укрепление рубля, который может привести к увеличению объемов импорта и снижению экспорта, динамично растущего последние несколько лет.

Директор Аналитического департамента Союзмолоко выступил с подробным докладом о текущей ситуации в молочной индустрии и тенденциях ее дальнейшего развития. Он отметил, что производство молока в ключевых странах-экспортерах продолжает снижаться, падают и объемы международной торговли, прежде всего, сокращается спрос со стороны Китая – ключевого драйвера мировой торговли молочной продукцией в 2021 году. Цены на сырое молоко и большинство commodities превышают прошлогодние уровни, а сухие молочные продукты демонстрируют наибольшее снижение спроса.

«Новая волна трансформации потребительского поведения в 2022 году обуславливается двумя факторами: макроэкономическими условиями и падением доходов населения, а также ценовой конъюнктурой на потребительском рынке», - отметил эксперт.

Экономия стала ключевой покупательской тенденцией 2022 года: 72% покупателей стремятся сэкономить. Тенденции в потреблении молочной продукции в 2022 году смещаются в сторону более доступных категорий под влиянием снижения доходов населения на фоне роста цен и повышенных темпов инфляции. Продажи традиционных категорий молочной продукции падают медленнее остальных, при этом ключевыми факторами при выборе товаров являются оптимальный формат упаковки и доступная цена.

Что касается производства, то выпуск commodities в России растет, а традиционные категории адаптируются под спрос. Запасы большинства категорий молочной продукции находятся на высоких уровнях.

Объемы импорта молочной продукции в Россию остаются минимальными за последние годы. Снижение внешних поставок молочной продукции отмечается из большинства стран – крупнейших поставщиков, но прежде всего, из стран дальнего зарубежья. При этом недопоставленные в РФ объемы во многом переориентированы на другие направления. Импорт из Белоруссии также снижается по большинству категорий молочной продукции.

Экспорт остается перспективным каналом интеграции России в мировую торговлю молочной продукцией на фоне развития производства сухих молочных продуктов. При этом Украина не является ключевым направлением экспорта молочной продукции из России, и сокращение поставок в этом направлении частично компенсировано поставками в ДНР и ЛНР.

Что касается себестоимости производства молока, то она стабилизируется после двухлетнего роста: ценовая конъюнктура стала базой для восстановления экономического баланса в сырьевом секторе. Производство товарного молока восстанавливается после стагнации в 2021 году, при этом в регионах РФ сохраняется дисбаланс производственных и перерабатывающих мощностей.

Также эксперт отметил, что государственная поддержка молочной отрасли остается важным инструментом поддержания инвестиционной активности и операционной деятельности участников рынка.

В дискуссии по итогам доклада приняли участие представители крупнейших молочных компаний страны: Pepsico, Danone, «Белая долина», «Галактика», «Фудлэнд» и т.д. Игроки рынка сошлись во мнении, что население, даже имея деньги, в текущих условиях все равно будет стараться экономить на фоне неуверенности в завтрашнем дне. Поэтому ожидать роста спроса на молочную продукцию в ближайшем будущем не приходится. При этом, если категория традиционной молочной продукции чувствует себя сравнительно хорошо, то ситуация в «современной» молочной категории оценивается как катастрофическая. Рынок будет упрощаться, и такое изобилие молочки, к которому мы привыкли в последние годы, мы вряд ли увидим на полке в ближайшем будущем.

Вторая часть встречи была посвящена анализу рынка ингредиентов и развитию глубокой переработки в России и мире. С подробным докладом на эту тему выступил генеральный директор консалтингового агентства Streda Consulting Алексей Груздев.

О планах компании по развитию сегмента ЗГМ и ценах на ингредиенты рассказал председатель совета директоров «Инфаприм» Алексей Лысяков. Планами на будущее, а также негативным и позитивным опытом работы на рынке ингредиентов поделился глава холдинга «Молвест» Анатолий Лосев. Директор по развитию ГК «Фудлэнд» Андрей Дахнович рассказал о новом проекте по переработке сыворотки, который будет запущен в самое ближайшее время.

В заключение встречи директор по GR Союзмолоко Любомир Панов представил доклад о регуляторной ситуации в молочной отрасли, коснувшись таких тем, как маркировка, экология и антикризисные меры.

В конференции приняли очное участие около 90 руководителей предприятий молочного сектора.
  
Следующее XV заседание «Молочных сессий» пройдет 8 декабря 2022 года. Регистрация и подробности будут доступны на официальном сайте конференции: http://sessions.milknews.ru/.