Новым лидером индустрии мороженого стала компания “Айсберри”
В рейтинге крупнейших производителей мороженого России вновь сменился лидер - первое место заняла ГК “Айсберри”, потеснив прошлогоднего победителя ГК “Ренна”, а предыдущий бессменный обладатель первенства Unilever опустился на третье место. Рейтинг крупнейших производителей мороженого представили информационное агентство Milknews и Streda Consulting при поддержке Союзмолоко и Союза мороженщиков России.
ГК “Айсберри” по итогам 2022 года произвела 52,6 тыс. т мороженого, резко нарастив объемы производства с 44 тыс. т благодаря открытию новой фабрики и объединению с “Петрохолод”. В то же время ГК “Ренна” за год сократила выпуск с 50,4 до 46,7 тыс. т. Однако потеря первой позиции касается только объемов производства - по объемам розничных продаж “Ренна”, по данным Nielsen, не только удержала лидерство, но и значительно увеличила отрыв от “Айсберри”, нарастив свою долю с 11,6% до 12,6% рынка.
Unilever (“Инмарко”) после бессменного лидерства на рынке в течение более 15 лет второй год подряд продолжила терять свои позиции и опустилась на третье место. Весной 2022 года компания заявила о приостановке экспортных поставок и инвестиций в маркетинг и продвижение, в результате оказалась лидером по снижению объемов, сократив производство с 45 до 39 тыс. т. Другому международному игроку - Froneri (Nestle + R&R) - удалось немного нарастить объемы и удержать свои позиции. В пятерке лидеров также удержалась и ГК “Русский Холод”, несмотря на существенное падение объемов продаж.
“На фоне чрезмерной турбулентности на рынке компании по-разному реагировали на вызовы внешней среды, в результате рейтинг крупнейших игроков в категории мороженого оказался самым динамичным и непредсказуемым за последние три года”, - подчеркнул генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев.
Во-первых, обновились позиции всех игроков в первой пятерке и произошла достаточно неожиданная для отрасли смена лидера рейтинга. Во-вторых, практически все производители изменили свои позиции внутри рейтинга, причем 12 компаний из 20 снизили объемы производства. В-третьих, у некоторых участников рейтинга все-таки получилось значительно вырасти на падающем рынке и резко улучшить свои позиции на общем фоне. Лидером восхождения оказался “Комос Групп”, прибавивший сразу пять пунктов и лишь немного не дотянувший до десятой строчки рейтинга; а лидером по приросту объемов, вслед за “Айсберри”, стала ГК “Славица”, прибавившая около 5 тыс. т и вплотную подобравшаяся к пятерке лидеров.
№ | Компания | Регион | 2021 | 2022 |
---|---|---|---|---|
1 | ГК "Айсберри" (вкл. Петрохолод) | Вологда, Пенза, Ярославль | 44,0 | 52,6 |
2 | ГК "Ренна" | Краснодар | 50,4 | 46,7 |
3 | Unilever (Инмарко) * | Омск, Тула | 45,0 | 39,0 |
4 | Froneri (Nestle + R&R) * | Московская обл. | 25,9 | 27,0 |
5 | ГК "Русский Холод" * | Алтай, Московская обл | 32,0 | 26,5 |
6 | ГК "Славица" | Татарстан, Красноярск | 21,3 | 26,2 |
7 | Чистая Линия * | Московская обл. | 22,0 | 22,0 |
8 | Челны Холод | Татарстан | 17,1 | 16,0 |
9 | Полярис (ГК "Новосибхолод") | Новосибирск | 12,1 | 12,5 |
10 | Фабрика "ФРОСТ" | Челябинск | 12,2 | 8,4 |
11 | КОМОС Групп | Пермь | 7,0 | 8,1 |
12 | Гроспирон | Новосибирск | 8,4 | 8,0 |
13 | Фабрика "Колибри" | Ниж. Новгород | 8,8 | 7,6 |
14 | Белгородский ХК | Белгород | 8,4 | 7,5 |
15 | ГК "Талосто" | Лениградская обл. | 8,6 | 7,0 |
16 | Холод | Ставрополь | 7,0 | 6,5 |
17 | ГК "Поспел" - Фабрика грез | Ниж. Новгород | 7,7 | 6,4 |
18 | ГК "Русское молоко" (ДМЗ) * | Московская обл. | 5,5 | 6,2 |
19 | ПКФ "Проксима" | Ростов | 5,8 | 5,9 |
20 | Калинов Мост | Ниж. Новгород | 6,8 | 5,4 |
“Прошлый год был непростым для всей молочной индустрии - предприятиям пришлось столкнуться с колоссальным давлением: разрывом логистических цепочек, поиском альтернативных поставщиков ингредиентов, упаковки, расходников и запчастей для оборудования и все это в условиях финансовой нестабильности, - отмечает генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. - Кроме того, серьезным риском стало снижение спроса, однако мы рассчитываем, что в этом году начнется его планомерное восстановление”.
По словам заместителя генерального директора Союза мороженщиков России Натальи Уткиной, в прошлом году ключевым фактором для рынка был дисбаланс потребительского спроса и роста цен на мороженое. “Девальвация рубля привела к увеличению стоимости импортных ингредиентов и запчастей, серьезно подорожал сахар, гофрокартон и гибкая упаковка, - пояснила Уткина. – Всё это в сумме привело к увеличению себестоимости мороженого на 30-40%. В таких условиях уже в апреле производители вынуждены были начать повышать отпускные цены на продукцию. Параллельно стала снижаться покупательская способность населения, что не могло не сказаться на объемах продаж”. Тем не менее, в этом году Союз мороженщиков России не прогнозирует серьезных рисков для индустрии и с оптимизмом смотрит в будущее: в 2023 году рост производства мороженого должен восстановиться и составить 5-10% по сравнению с 2022 годом.
По итогам года, несмотря на все перераспределения, двадцатке лидеров удалось удержать суммарные объемы производства на уровне 345 тыс.т и на фоне падающего рынка увеличить свою долю на нем с 68% до 74%.
“Эволюционная консолидация отрасли набирает обороты, и небольшим игрокам становится все сложнее удерживать свои позиции на рынке, тем более в этом году в индустрии были завершены несколько крупных инвестпроектов, которые будут претендовать на свою долю рынка, а значит рейтинг следующего года будет не менее интригующим,” - отметил генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев.
Генеральный партнер рейтинга - “Упаковочные системы”, официальный партнер - “Кизельманн Рус”.
Все рейтинги - на https://top.milknews.ru/