01
июля
2022
Новости союза

В презентации рейтинга крупнейших производителей мороженого приняли участие более 200 компаний

Руководители и владельцы предприятий - лидеров отрасли вместе с экспертами рынка обсудили текущее состояние и перспективы развития сегмента на презентации рейтинга крупнейших производителей мороженого, составленного консалтинговым агентством Streda Consulting, Союзмолоко и Milknews совместно с совместно с Федеральным центром «Агроэкспорт» при Минсельхозе РФ. Мероприятие прошло при поддержке Союза мороженщиков России. К онлайн-встрече и трансляции мероприятия на YouTube присоединились более 200 компаний.

В дискуссии приняли участие генеральный директор Союзмолоко Артем Белов, руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов, генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев, заместитель директора Союза мороженщиков России Наталья Уткина, создатель компании «Инмарко», председатель совета директоров казахстанской компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин и другие эксперты отрасли и представители компаний-лидеров рынка мороженого и молочной продукции.

«Если посмотреть на общие объемы инвестиций в индустрию переработки молока с 2012 года, то в общей сложности было вложено порядка 360 млрд рублей. При этом мороженое занимало достаточно серьезную долю. Объем инвестиций в сегмент составил за этот период порядка 30 млрд рублей», - отметил в своем выступлении глава Союзмолоко Артем Белов. Он подчеркнул, что за последние годы прирост инвестиций в производство мороженого на треть превышал среднеотраслевые показатели.

«Ключевым фактором, который драйвил этот процесс, являлся рост потребления мороженого. С 2018 года оно выросло более чем на 14%. Такая динамика сохраняется и в начале текущего года. За январь-апрель - порядка 13%. По сути, можем говорить, что с точки зрения роста спроса, несмотря на все макроэкономические факторы, мороженое является второй подотраслью по молочной переработке после производства сыров, которая показывает особенно высокие темпы роста. За пять лет потребление сыров выросло на 6%, потребление мороженого - на 14%. Мороженое занимает здесь уверенное место с точки зрения привлекательности молочного продукта для потребителя», - рассказал Белов.

«В 2021 году Россия экспортировала рекордные объемы мороженого – 33 тыс. тонн на сумму $86 млн. По сравнению с 2017 годом экспорт вырос на 75% в стоимостном выражении», - рассказал  руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов.
 
Он отметил, что с точки зрения географии поставок основными рынками сбыта российского мороженого в 2021 году стали страны постсоветского пространства, США, а также Монголия и Китай. Среди наиболее перспективных регионов для развития отечественного экспорта мороженого он назвал Ближний Восток, Восточную Азию (прежде всего Китай) и постсоветское пространство.
 
Глава «Агроэкспорта» особо выделил ОАЭ, где на мороженое приходится около 20% потребления молочной продукции, подробно рассказав о специфике местного рынка и тех инструментах, которые помогут российским экспортерам успешно на него зайти.
 
Производство мороженого в РФ в 2021 году превысило уровень 2020 года на 17%. «Такого большого объема, даже и в советское время, в России не было - например, в 1990 году было около 460 тысяч тонн», - рассказала в своем выступлении замглавы Союза мороженщиков России Наталья Уткина.

Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев подробно проанализировал рейтинг, рассказав о расстановке сил на отечественном рынке мороженого.

«В первой десятке сменился лидер - по итогам прошлого года крупнейшим производителем мороженого, с объемом выпуска 50,4 тысячи тонн, стала ГК «Ренна». Вторую позицию заняла компания Unilever (торговая марка «Инмарко»), более чем десять лет удерживавшая позиции лидера индустрии. В целом состав десятки крупнейших мороженщиков не изменился: на третьем месте расположилась ГК «Айсберри» с объемом производства 44 тысячи тонн, на четвертом - ГК «Русский холод» с 32 тысячами тонн, на пятом - Froneri с 25,9 тысячи тонн. В десятке лидеров также удалось удержаться компаниям «Чистая линия», ГК «Славица», «Челны холод», Фабрика «Фрост» и ГК «Новосибхолод»», - отметил эксперт.

Груздев добавил, что планка для попадания в топ-10 осталась на уровне прошлого года - 12 тысяч тонн. «Такой объем оставляет шансы для других игроков поменять расклад сил на рынке», - считает он.

Говоря об экспорте, глава Streda Consulting отметил, что российские производители слишком долго были замкнуты на его развитии в страны СНГ, в то время как рынок этот не так велик, а доля России на нем уже значительная. «Есть рынки стран того же Ближнего Востока с платежеспособным населением и большим потенциалом роста, на которых мы только начинаем развиваться. Ближний Восток - это тот рынок, который может помочь нам «компенсировать потери» на рынках США и ЕС», - считает эксперт.

Председатель совета директоров казахстанской компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин в своем выступлении развернуто проанализировал рынок мороженого России и стран постсоветского пространства, а также подробно остановился на характеристике ведущих игроков в сегменте мороженого. При этом он отметил, что аналитика и рейтинги, составляемые экспертами разных стран показывают разные версии последовательности игроков рынка. И важным вопросом здесь является достоверность данных, предоставляемых самими компаниями-производителями.

«Рынок в феврале принес новые вызовы, которые сказались на себестоимости и цене продукта на полке. Уходят известные бренды (которые были конкурентами, но вместе с тем - драйверами категории), наблюдаются проблемы с поставками оборудования и ингредиентов, определенные трудности добавляет маркировка, но при этом компании должны производить и продавать мороженое, а покупатели – его есть. В этом залог успеха», - отметил Докин.

В ходе дискуссии Алексей Груздев поднял вопрос кооперации российских экспортеров как эффективного инструмента выхода на новые рынки. «Ломиться «вдесятером» на рынок Китая, к примеру, - это сжигание денег. Рынок мороженого спасет кооперация: создание общих брендов, общей модели дистрибуции. На международном рынке нас никто не ждет, там мы боремся с Unilever и Froneri, а не с отдельным производителем мороженого, скажем, из Турции», - заявил эксперт.

В вопросе кооперации его поддержала Наталья Уткина, которая рассказала, что Союз предлагал вывести общий стандарт и точную рецептуру единого бренда российского мороженого, а также поддерживать его с точки зрения продвижения. «Тогда на рынке будут разные SKU российского мороженого, с единым оформлением, заметные на полке, а не разрозненные поставки от разных поставщиков», - отметила она.

Официальным партнером рейтинга – выступила компания «Кизельманн Рус».

Все рейтинги можно найти на https://top.milknews.ru/

Посмотреть трансляцию на Youtube.