Выступление А.Хайруллина на заседании Государственной Думы Российской Федерации в рамках «Правительственного часа»
Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Николай Васильевич,
уважаемые коллеги!
Сельское хозяйство очень капиталоемко и положительно отзывчиво на инвестиции, в чем мы убедились во время Национального проекта. После блестящей реализации Национальный проект перерос в Государственную программу развития сельского хозяйства 2008-2012 годов. Там, где не было засух и природных катаклизмов все в сельском хозяйстве очень даже неплохо. Особенно хорошо в регионах близких к морским портам, благодаря тому, что в последние 4 года цены на российское зерно на мировом рынке высокие: на уровне от 9 до 11 тыс. руб/т. Поэтому, ежегодно более 50% прибыли в зерновом производстве всей страны зарабатывают всего 3 региона: Кубань, Ростов и Ставропольский край.
Также не стоит мерить всю Россию и с благоприятным Черноземьем, по которому нельзя судить о всей стране. Ведь согласитесь, что это очень малая часть России.
А на большей части территории страны ситуация, мягко скажем, напряженная, т.к. из-за череды климатических катаклизмов, нарастающего диспаритета цен и закредитованности в Поволжском, Уральском и Сибирском округах уже началось массовое разрушение сельсхозпроизводства. Увеличивается число банкротств и отток сельского населения. В одном Приволжском федеральном округе сельское население за 5 лет сократилось на 10%.
В своем выступлении министр сказал, что намолочен хороший урожай: более 90 миллионов тонн зерна!
Казалось бы, здорово, но при отчетном намолоте 92 млн. тонн зерна мы получили в стране всего лишь 52 млн. тонн товарного зерна, в т ч.:
- сегодняшние рекордно низкие остатки: 35 млн т, из которых лишь 10 млн т лежит на элеваторах, 25 млн т числится в хозяйствах, в т. числе семена, а 17 млн т урожая уже израсходовано: на сев озимых, на корм скоту, аренду земли владельцам долей, на экспорт, и ушло в переработку на муку, комбикорма, спирт, и т.д.
Таким образом, при намолоте 92 млн т, мы произвели всего 52 млн т зерна текущего года, которое можно было потрогать.
Непонятно только одно: это непрофессионализм, подкрепленный недостоверной статистикой с мест, или простейший способ достижения показателей заложенных в Госпрограмме?
Зачем нам отчетный валовой намолот 92 млн т при 52 млн т товарного зерна? Мы же искажаем реальную картину и ориентиры развития, в т.ч. занижаем в 2 раза отчетную себестоимость по сравнению с фактической.
Не хочу с этой трибуны обвинять в приписках. Скажем так: в погоне за валовкой мы скатились до того, что товарность нашего урожая снизилась до 57%, чего еще никогда не было в истории нашей страны. Разве может быть в урожае 43 % рефакции, т.е. превышения по влажности и мусору?
Впервые за 20 лет мы в ноябре имеем в остатке всего 7,5 млн. т своей продовольственной пшеницы, и будем зависеть от поставок из Казахстана, как сегодня по молоку зависим от Белоруссии.
Целая драма разыгрывается на рынке подсолнечника:
Закупочную цену МЭЗы снизили до 9,5 тыс. руб/т, а цену на шрот, по сути, являющийся отходом производства, уже задрали до 8 тыс. руб/т и обещают дальнейший рост цен!
На лицо сговор переработчиков с целью снижения закупочных цен на маслосемена, а значит снижение доходов крестьян. Почему министерство допускает двукратное обрушение закупочных цен, снижая и так низкую доходность в сельском хозяйстве? Подобное произошло с молоком в 2009 году и мы до сих пор не может расхлебать проблемы.
Цена 8 тыс. руб за шрот была бы допустимой, если у крестьян семечки закупать по 18 тыс. руб/т, как в прошлом году, но закупать маслосемена за 9,5, а отходы продавать за 8 тыс. руб/т - это грабеж и на входе и на выходе. Причем, товарной семечки после подработки и сушки в текущем году скорее всего будет не больше, чем в прошлом году.
Нет таких примеров в мире! Тем более, что в магазинах подсолнечное масло не дешевеет, а только дорожает, да и экспортные цены на него просели лишь на 20%, а не в 2 раза!
А куда деваться нашим животноводам? Фуража недостаточно, протеин в дефиците! Будут шрот покупать дорого, значит себестоимость возрастет у животноводов.
Рост цен на яйца тому пример. Не в спекуляциях дело. За 2 года у нас разорились, не выдержав низких цен, десятки яичных птицефабрик.
И не было своевременно ни какой реакции Минсельхоза! Ни какой регулирующей роли!
Еще хуже ситуация в молочном животноводстве!
Поголовье устойчиво сокращается, а ведь до прошлого года поголовье росло.
Мы с коллегами заранее, год назад предупреждали о том, что начнутся проблемы и почему.
В текущем году Росстат уже подтвердил падение производства молока за 9 мес. На 1,1 млн. т, а участники рынка оценивают потери в 15-16 % второй год подряд. Темпы падения выше, чем в 90-е, а уровень производства ниже 2005 года.
Очевидно, что при таких подходах Госпрограмму выполнить будет непросто!
А как можно увеличить производство до 37 млн. т, если в стране фактического молока осталось не более 18 млн. т?
Зачем нам эти отчеты о 32 млн. т, если в переработку поступает лишь 45 % молока?
Неужели только для того, чтобы по отчетам импортозависимость по молоку была не 40, а 22 % ? Но ведь это самообман!
Продовольственную безопасность мы так не обеспечим!
Надо навести порядок в статистике.
До тех пор пока департамент животноводства возглавляет сегодняшний руководитель, ситуация в животноводстве не улучшится.
Все участники рынка знают, что этот человек намеренно разрушает молочное животноводство! Вместо решения проблем он собирается завалить страну сухим молоком. Всего за год импорт молока возрос на 1,5 млн т, а год еще не кончился.
Ничего Министерство не сделало по расшивке закредитованности сельхозпроизводителей, создавшейся из-за диспаритета цен и череды природных катаклизмов! По мнению экспертов сегодня нужно спасать более 40 % хозяйств страны.
Конечно подходы должны быть взвешенные, для этого, с учетом ограниченности нашего бюджета, меры поддержки в нашей огромной стране необходимо сделать дифференцированными по отраслям и территориям в зависимости от удаленности рынков сбыта и природных рисков. Нельзя одинаково поддерживать благоприятную, успешную Кубань и разоренное чередой засух Поволжье...
Не понятно, как мы собираемся достигнуть целевых показателей принятой Госпрограммы, если имея отставание коэффициентов обновления зерноуборочных комбайнов в 2,7 раза, а тракторов в 3 раза от целевых индикаторов Госпрограммы, Минсельхоз в текущем году отказался субсидировать инвестиционные кредиты на покупку сельхозтехники?
Темпы обновления сегодня таковы, что, например, немецкий фермер обновляет свои трактора и комбайны 1 раз в 6-7 лет, а у нас 1 раз в 25-30 лет!!! Как мы будем конкурировать в рамках ВТО?
Мы рады, что министр признает то, что Госпрограмма требует корректировки, как по целевым показателям, так и по сумме необходимым для ее финансирования.
К нашему сожалению, Вы, уважаемый Николай Васильевич, как министр слишком изолировались от отраслевых союзов и даже от нас депутатов. Слушаете только о достижениях подчиненных, которые часто оторваны от реальности или имеют свои интересы.
Избегая встреч и не принимая даже депутатов, имеющих опыт и знающих реальное положение дел в сельском хозяйстве своих регионов, вы получаете поверхностное представление о процессах, происходящих в большой стране.
Мы готовы, Николай Васильевич, вам помочь и оказать всяческую поддержку.
И сегодня фракция «Единая Россия», проголосовав за принятие постановления, вас поддержит, но нам нужны результаты.
Уже пора думать о весенней посевной. Необходимо искать ресурсы заранее.
Тем более что многие хозяйства восточнее Пензенской области ослаблены и сами не справятся, а закрома там пустые!
Нам нужна фактическая, а не статистическая продовольственная безопасность, заселенность территорий, сохранение рабочих мест и удовлетворение потребностей всех сельских жителей страны, являющихся нашими активными избирателями, через достижение показателей заложенных в Госпрограмме развития с/х.
За счет импортозамещения продовольствия мы можем создать в стране более 5 млн рабочих мест. Именно в этом направлении мы должны с вами работать.
Спасибо за внимание.