Союзмолоко принял участие в конференции ТПП РФ
Департамент цифрового развития ТПП РФ 22 октября провел конференцию на тему: «Внедрение национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Задачи и проблематика».
В ходе конференции были обсуждены проблемы внедрения национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в различных отраслях, в том числе в сфере производства/продажи парфюмерной продукции, обуви, текстиля, фототехники и автомобильных шин, а также планы по внедрению обязательной маркировки в конце 2019-2020 гг.
В мероприятии приняли участие представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Центра развития перспективных технологий, АО «ПФ «СКБ Контур», предприниматели.
Союзмолоко представлял менеджер по связям с государственными органами Любомир Панов. В своем выступлении он отметил, что сегодня для молочной отрасли планируется ввести одновременно две обязательные системы прослеживаемости для молочной продукции, что станет затратной, избыточной и неэффективной мерой для целей снижение доли нелегального оборота на молочной рынке.
В рамках обязательной системы маркировки предполагается присваивать каждой единице молочной продукции уникальный код, который затем преобразуется в средство идентификации и наносится производителем на упаковку. Участники оборота направляют сведения об операциях с маркированной продукцией оператору системы маркировки.
Вместе с тем с 1 июля 2019 года уже осуществляется внедрение системы прослеживаемости оборота готовой молочной продукции на базе ветеринарной информационной системы (ФГИС «ВетИС, под контролем Россельхознадзора). ФГИС «ВетИС» предусмотрена комплексная прослеживаемость продукции «от поля до прилавка», то есть от производства сырья до продажи готовой продукции в рознице. Внедрение системы завершится 1 ноября 2019 года.
В соответствии с положениями законодательства РФ целями обеих систем является обеспечение прослеживаемости оборота продукции. Обе системы предусматривают, что участники оборота обязаны отражать в системах информацию о движении товара по товаропроводящей цепи, и функционально дублируют друг друга.
Участники рынка уже предприняли необходимые инвестиции для выполнения требований системы ФГИС «ВетИС». Внедрение дополнительной системы прослеживаемости потребует новых затрат производителей молочной продукции в размере: капитальные затраты – 25 млрд. рублей (оборудование для нанесения маркировки), ежегодные затраты – 20 млрд. рублей (стоимость кодов маркировки для всей молочной продукции). Общие затраты в первый год – 45 млрд. рублей. При этом чистая прибыль производителей в 2018 году составила 35 млрд. рублей.
Система обязательной маркировки предназначена только для противодействия оборота контрафактной продукции, доля контрафактной продукции (произведенной с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку) на молочном рынке составляет 0,01%. В то же время система ФГИС «ВетИС» благодаря позволяет противодействовать обороту как контрафактной, так и фальсифицированной продукции (произведенной с нарушение требований технических регламентов). Фальсификат является основным типом нелегальной продукции на молочном рынке, его доля составляет около 4,5% от общего объема рынка. Учитывая объемы контрафакта на рынке, экономический эффект системы маркировки будет минимальным и несопоставимым с затратами на ее внедрение.
Панов подчеркнул, что введение обязательной маркировки кажется избыточной, затратной и неэффективной мерой противодействия нелегальному обороту на рынке готовой молочной продукции.