Состоялось итоговое заседание Комитета Союзмолоко по экономике, государственной поддержке и внешней торговле
Участники обсудили отдельные вопросы текущей ситуации в отрасли, действующие меры и направления развития государственной поддержки молочной индустрии. В ходе заседания также подвели предварительные итоги работы Союзмолоко по направлениям деятельности комитета в 2024 г. и сформировали задачи на 2025 год.
Как отметила дирекция союза, благодаря системной работе государства и бизнеса, подкрепляемой аналитическими обоснованиями потребностей отрасли в субсидировании и поддержании баланса в отрасли от Союзмолоко, в 2024 году все системные меры и плановые объемы поддержки молочной отрасли были сохранены.
Общий объем господдержки за счет средств федерального бюджета составил около 65 млрд руб., что почти на 6% выше, чем в 2023 году. Это такие инструменты поддержки сектора, как субсидируемые льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты, возмещение до 42% капитальных затрат на строительство и модернизацию ферм и до 70% затрат на приобретение молокоперерабатывающими предприятиями маркировочного оборудования, субсидирование производства товарного молока (“субсидия на литр”), поддержка племенной работы на литр, и др.
Льготное кредитование является одним из ключевых инструментов поддержки молочной отрасли. В течение 2024 г. Союзмолоко системно работало над расширением объемов поддержки, в результате чего лимиты средств федерального бюджета на это направление неоднократно увеличивались. В сравнении с первоначальными лимитами объем поддержки молочного сектора к концу года вырос на 11% и составил 35,0 млрд руб., в том числе на поддержку выдачи новых кредитов в 2024 г. прибавка составила 19%, до 3,3 млрд руб.
В то же время в 2024 г. был принят ряд решений, которые окажут влияние на дальнейшее развитие индустрии. Так, были изменены условия по действующим льготным инвестиционным кредитам, выданным в в 2017 - 2021 и частично в 2022 годах. В 2025 году льготная ставка по таким кредитам на один год будет привязана к ключевой ставке Банка России и повышена до 50% от действующей ключевой ставки. Размер субсидии банкам для обозначенных кредитов в 2025 году сократится с действующих 80% - 100% до 50% от ставки ЦБ. Для таких кредитов предусматривается возможность однократной пролонгации на срок до 1 года в течение 2025 года. Вместе с тем ожидается отнесение молочной отрасли с 2025 года к числу приоритетных подотраслей АПК, субсидирование вновь выдаваемых кредитов по которым будет осуществляться по повышенной ставке (70% от ключевой ставки ЦБ РФ), а для конечных заемщиков ставка снизится до 8,3% (при действующем значении ключевой ставки ЦБ РФ на уровне 21%).
Кроме того, в 2024 году был расширен состав информации, запрашиваемой для получения льготного инвестиционного кредита, а сроки рассмотрения заявок на инвестиционные кредиты увеличены с 6 до 30 рабочих дней.
В числе значимых результатов совместной работы в 2024 году Союзмолоко и Минсельхоза России – корректировка правил возмещения части инвестиционных затрат при строительстве и модернизации молочных ферм. Так, с 2024 г. повышена доля субсидируемых затрат с 25% до 30% при строительстве и до 50% – при модернизации ферм, при этом в целом ряде субъектов РФ, обладающих собственной кормовой базой и демонстрирующих положительную динамику развития молочного скотоводства, ставка возмещения при новом строительстве составляет 42%. Ставка субсидирования для маркировочного оборудования сохранена на уровне 70%. Кроме того, существенно расширен перечень субсидируемых направлений модернизации животноводческих комплексов, в частности, в результате обращений Союзмолоко в Минсельхоз России в понятие модернизации включено приобретение кормозаготовительной техники и оборудования. Уже в 2024 году состоялся отбор проектов по новым правилам.
Вместе с тем к получателям субсидии предъявлены дополнительные требования. Ключевое из них - условие о минимальном поголовье по результатам строительства новой фермы – не менее 1000 голов. При модернизации молочной фермы необходимо обеспечить наличие коров не менее 200 голов и (или) козоматок не менее 100 голов при начале реализации проекта и не менее 1000 голов (прирост) в результате реализации проекта. Плановая продуктивность для коров повышена с 6000 до 7000 кг/год, для коз - не ниже 700 кг/год.
Важные изменения для животноводов также произошли в части импорта и внутренних продаж племенного скота и материала. На протяжении ряда последних лет применялась нулевая ставка НДС на импортируемый и реализуемые в России племенной скот и материал (семя, эмбрионы). С 1 января 2025 года ставка НДС составит 10% и станет единой для племенной и товарной продукции. Ранее было запланировано более существенное повышение (до 20%), но в результате обсуждения Союзмолоко и ведомств достигнут компромиссный вариант.
В вопросах начисления и уплаты НДС произошли значимые изменения и для переработчиков молока - производителей обезвоженного молочного жира (ОМЖ). В результате инициированного Союзмолоко вопроса об исключении возможности неоднозначных трактовок органами фискального контроля действующего законодательства в части ставки НДС в отношении импортируемого и производимого в РФ ОМЖ (ФНС России настаивала на ставке 20% вместо применяемой для всех категорий молочной продукции ставки 10%), Правительством России внесены изменения в правовую базу и ОМЖ однозначно отнесен к товарам, облагаемым льготной ставкой НДС 10%.
Значительную работу проводит Союзмолоко и в части поддержки развития экспорта молочной продукции. С Минсельхозом России достигнуты договоренности об установлении повышенной ставки 50% по субсидированию логистических затрат при экспортных поставках приоритетных категорий молочной продукции, осуществленным в 2024 г., а также о формировании «защищенного лимита» бюджетных средств для приоритетных категорий молочной продукции в отборочной кампании в 2025 г. Минсельхоз России готовит соответствующие изменения в нормативные правовые акты для проведения отборочной кампании в 2025 г. Также обсуждается вопрос возможности подачи в 2025 г. заявок на возмещение транспортных затрат по поставкам за 2024 год, осуществленным не только во втором полугодии, но и во II квартале 2024 г.
В 2024 г. продолжилось развитие и в вопросах доступа российской продукции на внешние рынки. Россельхознадзором открыты новые зарубежные рынки для молочной продукции – Куба, Кувейт, Бангладеш. По инициативе Союзмолоко обсуждается возможность открытия рынка Индии для российской сухой сыворотки – предварительное согласие индийской стороны получено.
Достигнута договоренность Минсельхоза России и Агентства пищевой безопасности Азербайджана о дальнейшем продлении переходного периода, в течение которого можно ввозить продукцию в Азербайджан со стикерами на азербайджанском языке, если соответствующая маркировка на упаковке отсутствует. Кроме того, снят действующий с конца 2023 г. запрет на ввоз сухой молочной продукции из России в Узбекистан, совместно с Минсельхозом России Союзом проведена работа по возобновлению поставок: обеспечено получение узбекскими компаниями разрешений на продукции из России, достигнуты договоренности на уровне министров о расширении поставок сухой молочной продукции, получены разъяснения Минсельхоза Узбекистана о порядке ввоза продукции.
В части работы по стабилизации ситуации на рынке молочных жиров в сентябре-ноябре 2024 г. открыт импорт с 4 предприятий в Иране и 2 предприятий в Индии. Помимо этого, в период с 2014 по 2022 гг. на импорт молочных жиров открыто 1 предприятие в Иране, 4 предприятия в Турции и 2 предприятия в ОАЭ.
Союзмолоко также проводит работу по обоснованию нецелесообразности повышения ввозных таможенных пошлин на ряд категорий товаров: оборудование для переработки молока, ингредиенты для детского и специализированного питания (сухая молочная основа, аминокислотные и витаминные комплексы).
Кроме того, на протяжении всего 2024 года Союзмолоко традиционно продолжает следить за ситуацией на рынке молока и молочной продукции, анализировать потребительские тренды, экономическую ситуацию, производственные показатели, что находит отражение в регулярных аналитических материалах, формируемых союзом для своих членов.
Цели и задачи работы Комитета на 2025 год будут обозначены Правлением Союза и членами объединения по итогам итогового заседания Правления.