21
февраля
2020
Новости компаний

Семинар Valio Towards carbon neutral milk: мифы об углеродном следе и инновации в животноводстве

20 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге состоялся первый в России открытый семинар Valio по программе Towards carbon neutral milk 2035. Старшиий вице-президент концерна Valio, руководитель программы углеродно-нейтральной цепочки молока Valio, уче?ныи? Юха Ноусиаинен и менеджер по развитию Valio, инженер, магистр химических, материальных и биохимических наук Алекси Астапцев в деталях представили один из самых масштабных проектов компании за последнее десятилетие, а также развеяли ряд наиболее распространенных мифов, связанных с заботой об окружающей среде и ответственным потреблением.  Задать вопросы спикерам смогли как представители бизнеса, так и студенты ведущих университетов Санкт-Петербурга и рядовые петербуржцы.

Программа углеродно-нейтральной цепочки молока Valio осуществляется в рамках целей устойчивого развития ООН и предполагает, что к 2035 году углеродный след молока, производимого на финских фермах концерна, снизится до нуля. 

– Мы получаем много комментариев от наших потребителей, которые сомневаются в возможности реализации подобных программ: действительно, сложно понять, как, например, можно сократить объем выбросов метана на ферме. Мы организовали семинар для того, чтобы показать, что на самом деле задача реализуема, а программа наших действий научно обоснована, - рассказала Елена Кипенёва, старший вице-президент ООО «Валио», маркетинг, разработка продукции и качество.

В рамках семинара Юха Ноусиаинен представил конкретные шаги, которые приведут к обнулению углеродного следа молока в Финляндии. Среди них – снижение эмиссий от органических почв, обучение фермеров правильному уходу за пастбищами, переработка навоза в биотопливо, чистую воду и в удобрения – азот и фосфор. Дополнительно создана программа по повышению энергоэффективности заводов, по использованию возобновляемой энергии, запланированы оптимизация логистики и переход транспорта на биотопливо. Отдельное внимание уделяется минимизации потерь при производстве, а также внедрению новых упаковочных решений. Именно им и было посвящено большее количество вопросов гостей семинара спикерам.

– Безусловно, мы работаем над тем, чтобы упаковка была максимально перерабатываемой и при этом отвечала запросам потребителей в отношении удобства, требованиям законодательства и нашим стандартам в отношении качества и безопасности, - рассказал Юха Ноусиаинен. – Мы уже сейчас повторно используем поддоны, а вся линейка питьевой продукции Valio в России и в Финляндии представлена в упаковке из перерабатываемых материалов. Однако значимость упаковки сильно преувеличена. Необходимо помнить, что упаковка составляет всего около 2 % от общего показателя углеродного следа молочного продукта. Это значит, что наши усилия для достижения поставленных целей должны быть сосредоточены на более значимых аспектах, например, на метаногенезисе, на благополучии и здоровье животных.

Юха Ноусиаинен.jpg
 

Еще одним распространенным заблуждением, наряду с представлением о значимости упаковки, является убеждение в том, что продукция растительного происхождения более безопасна для окружающей среды, чем молочная продукция. Алекси Астапцев в своей презентации объяснил, почему это не так: при расчете углеродного следа и оценке влияния на окружающую среду важно учитывать ценность продукта и пользу, которую из него получит потребитель.

- Для того, чтобы компенсировать объем нутриентов, которые вы можете получить из стакана молока, вам придется выпить в десять раз больше растительного напитка, - объяснил Алекси Астапцев. — Это количество не только невозможно употребить, но и оно полностью нивелирует возможную разницу в углеродном следе.

Алекси Астапцев.jpg
 

Спикеры развеяли и миф о том, что веганский и вегетарианский типы питания являются более экологичными, чем рацион, допускающий употребление мяса. Вопреки популярному мнению, последние научные исследования показывают, что каждый из типов питания имеет одинаковый углеродный след при условии, что питание сбалансировано в отношении нутриентов и разнообразно.

В завершении Алекси Астапцев подчеркнул: за финальный показатель углеродного следа отвечает потребитель. Например, выбрасывая продукты питания, потребитель мгновенно увеличивает их углеродный след в десятки раз. По словам ученого, подсчет углеродного следа не заканчивается на полке магазинов. В качестве примера он привел картофель, чей углеродный след которого в десятки раз может увеличиться в процессе его приготовления. Окончательно влияние продуктов питания на окружающую среду заканчивается только тогда, когда их полностью употребили или утилизировали. Это значит, что в конечном счете реализация инициатив по сокращению углеродного следа зависит не только от производителей, но и от потребителей.

Важность подобных проектов и готовность сотрудничать с бизнесом в вопросах устойчивого развития предложили оценить и гостям семинара. Слушателям было предложено пройти онлайн-опрос и высказать свое мнение о важности инициатив бизнеса в области заботы об окружающей среде. Из 150 гостей 60 % респондентов в вопросе выбора товаров или услуг предпочли бы совершать выбор в пользу компаний, имеющих программы по устойчивому развитию, но, как оказалось, зачастую потребителям не хватает информации об этом в открытых источниках.

На мероприятии с приветственным словом выступили Кари Финска, генеральный директор Valio в России, и Себастьян Ганстре?м, консул по экономике и региональному сотрудничеству Генерального консульства Финляндии в Санкт- Петербурге. Семинар посетили представители малого и крупного бизнесов, реализующих экологические программы на своих производствах, студенты ИТМО, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета.

Себастиан Ганстрём, консул по экономике и региональному сотрудничеству Генерального консульства Финляндии в Санкт- Петербурге, подчеркнул важность того, что бизнес инициирует проекты, имеющий большую значимость для Финляндии:

- По данным опроса, 95% жителей Петербурга относится к Финляндии хорошо или очень хорошо. Это заслуга, прежде всего, финских компаний. Valio в их числе.