Александр Лебедев создает сельхозкластер для фермеров-москвичей
Бизнесмен Александр Лебедев хочет создать сельскохозяйственный кластер в Тульской области. Желающим попробовать себя в роли фермера он готов сдавать участки земли для выращивания экологически чистой продукции. При этом сам Лебедев рассчитывает зарабатывать на перепродаже экопродуктов через онлайн-магазин.
Как рассказал «Известиям» Александр Лебедев, земля под проект площадью 1 тыс. га уже оформлена в собственность. Инфраструктура в этом районе уже есть, электричество подключено. Всего в собственности Национальной земельной компании Лебедева, которая была основана в 2006 году и специализируется на производстве картофеля, зерновых, овощей в Тульской и Брянской областях, находится 45 тыс. га земли.
Бизнесмен рассчитывает, что инвестиции в проект не превысят 500 млн рублей.
— Начнем эксперимент с 10 фермерских хозяйств, постепенно расширим до 100, а потом — до нескольких сот, — говорит он. — Выращивать будем все виды овощей, фруктов, разводить скот, птицу. Планируем производить экопродукцию без использования пестицидов, гербицидов и синтетических удобрений. Подобные кластеры достаточно хорошо развиты в Западной Европе, например в Германии и Англии, они показывают весьма высокую производительность. Я этот проект задумал давно, но всё откладывал, так как было некогда.
По задумке Лебедева, это будет проект, рассчитанный в первую очередь на москвичей.
— Подойдет для тех, у кого есть дети. Участки будут площадью 2–4 га. Необязательно самим доить коров или работать на тракторе, — говорит Лебедев. — Можно нанять гастарбайтеров в рамках квоты. Сейчас главная задача — найти людей, которые не утратили навыки, имеют интерес, готовы соблюдать технологический цикл, обеспечивать качество, проходить сертификацию.
Лебедев хочет, чтобы входной билет составил около $5–10 тыс., в него войдет стоимость аренды земли, строительства дома, аренды техники. Всё необходимое можно будет взять в рассрочку, на льготных условиях.
— Первая цель — добиться самоокупаемости, выйти в ноль, — говорит Лебедев. — А вообще введем кооперативные принципы, то есть будем делить прибыль на всех участников. Нам придется сталкиваться с разными людьми, и надо смотреть, чтобы они не были лежебоками, скандалистами, это коллективное усилие, всем надо будет работать.
С фермерами будет заключаться централизованный контракт на сбыт произведенной продукции, которую Лебедев будет реализовывать через собственный интернет-магазин. Договариваться с крупными сетями он пока не планирует.
— У нас уже сложился круг клиентуры, первое время было бы достаточно 1 тыс. клиентов, которым мы будем развозить продукцию по домам, — рассказывает он. — Цены будут не выше, чем в «Азбуке вкуса» или «Седьмом континенте». При 1 тыс. клиентов мы сможем рассчитывать на выручку $10 млн в год. На окупаемость проект может выйти лет через пять.
Председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко скептически оценивает бизнес-составляющую этого проекта.
— С одной стороны, экопродукция имеет потенциал, Тула находится рядом с Москвой, москвичи состоятельные, любят покупать экопродукты, ездить за город ближе к природе. Но это всё в теории. А на практике экопроизводство — очень сложная, трудоемкая технология, требующая высокого профессионализма и ручного труда.
Привлекательность проекта, по его мнению, может быть в том, что среди представителей среднего класса стало модным заводить свои фермы. В Европе распространена практика, когда человек покупает долю в сельхозпредприятии.
— Если на ферме будут работать профессиональные управленцы, а москвичи просто будут заниматься экотуризмом и созерцать, то такая схема реалистична, — говорит Даниленко. — Но если они сами будут вести хозяйство, приезжая-уезжая, я это слабо представляю, поскольку подобный труд требует полной самоотдачи. Чтобы добиться доверия потребителей к продукции, потребуется мощная рекламная кампания. Сейчас экопродукция дороже обычной на 50–100%.
У Александра Коновалова, владельца экофермы, основателя объединения «Экокластер» подобный проект действует уже четвертый год. Его ферма находится в Шаховском районе Московской области в 120 км от Москвы.
— Необходима собственная сеть реализации, — уверен он. — Экопродукт по себестоимости будет дороже обычного на 40–50%. А для крупных розничных сетей главное — низкая цена и большой срок хранения. Я реализую продукцию через свою сеть, включающую несколько магазинов, а также через интернет-магазин.
Коновалов считает, что рентабельность этого бизнеса составляет 35%. Он уверен, что инвестиций в 400–500 млн рублей на 1 тыс. га недостаточно, необходимо как минимум 800 млн рублей.
— Главное, чтобы производство отвечало современным органическим стандартам, — рассказывает он. — Необходим экосертификат, для приобретения которого каждый год надо проводить экспертизу почвы, земли и воды, такая экспертиза стоит €2–2,5 тыс., ежегодно ее надо подтверждать.
Известия, Москва, 21 июля 2013