Подсели на регламент
ОТ ПОРКИ – ДО ШТРАФА
С фальсифицированными, некачественными и даже опасными продуктами питания россияне сталкиваются повсеместно. Первые разоблачительные примеры относятся еще к петровским временам. Тогда в рамках устрашающих мероприятий в ход шли розги, каторга и даже смертная казнь. Поэтому желающих обдурить честной народ было не так уж и много. В сотни, а может, и в тысячи раз меньше, чем сегодня, когда недобросовестные производители за свои проделки отделываются символическими штрафами.
Достаточно заглянуть в отчеты Национального союза производителей молока, чтобы оценить разгул «стихии». Представители Союза делают контрольные закупки в магазинах страны ежемесячно. Обнаруживают не только фальсификат (то есть наличие в молочной продукции растительных жиров вместо животных), но и антибиотики, консерванты. Причем грешат этим не только российские производители, но и импортеры из весьма уважаемых стран.
По данным ассоциации «Союзмолоко», доля фальсифицированной молочной продукции с использованием жиров немолочного происхождения (к примеру, пальмового масла) достигла 10% объема потребления, а по таким позициям, как сливочное масло, она еще выше. Процесс привлечения нарушителей к ответственности длительный и малоэффективный. Самый худший сценарий для фальсификатора – штраф от 50 до 100 тысяч рублей.
Тем не менее, «правильных» производителей у нас, к счастью, хватает, подтвердили «Белгородскому Бизнес-Классу» несколько экспертов по качеству, с которыми мы обсудили внедрение новых техрегламентов. Такие производители дорожат своей репутацией, поэтому готовы инвестировать в дополнительные системы контроля на своем производстве.
«ПРАВИЛЬНОЕ» МОЛОКО
- К внедрению техрегламента наше предприятие готово. Мы уже с нового года адаптировали договоры с поставщиками сырья с учетом новых, более жестких требований к качеству молока, – рассказывает генеральный директор ЗАО «Томмолоко» Ольга Ткаченко. – Для того чтобы меньше зависеть от поставщиков, предприятие последние годы активно развивает собственную сырьевую базу – мы имеем несколько молочных ферм в Яковлевском и Новооскольском районах. Поэтому можем позволить себе «завернуть» назад сырье от фермера, не соответствующее требованиям законодательства. Но вот пойдут ли в условиях дефицита сырья на подобные шаги другие переработчики, я ответить не берусь. Здесь должна быть корпоративная ответственность. Сегодня же нам приходится конкурировать и с теми, кто идет по пути максимального удешевления продуктов питания. Добросовестной такую конкуренцию вряд ли назовешь.
Отдельная тема – наличие в молоке антибиотиков. Антибиотики чаще всего попадают в молоко от заболевшей коровы, которую лечили этими препаратами. По правилам, молоко от такой коровы не должно поступать в производство в течение 3-14 (в зависимости от примененного препарата) после окончания лечения. Его должны собирать в отдельную емкость, затем пастеризовать и использовать для корма животных. Но на практике фермы зачастую это условие игнорируют, пуская абсолютно все молоко «в дело». Кроме того, в молоко могут поступать антибиотики-стимуляторы, которые добавляются в корма для ускорения роста скота.
- Одними запретами ситуацию не переломить, – считает Ольга Ткаченко. – Наша отечественная ветеринария пока не готова отказаться от применения антибиотиков. На проблему надо смотреть шире – привлекать к решению вопроса науку. И, конечно же, делать упор на профилактику животных.
«ВСЕСОЮЗНАЯ» ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Вступление в таможенный союз означает, что государства с совершенно разными системами ветеринарного и санитарного контроля и государственной поддержки объединились в единое экономическое пространство. Такое объединение подразумевает определенное неравенство условий. И это тоже вызывает у российских производителей опасения.
- Новый технический регламент содержит достаточно жесткие требования и способен защитить потребителя от недобросовестных производителей. Для белорусских производителей, уровень которых очень высок, трудностей возникнуть не должно. Не так легко, на мой взгляд, приспособиться к нему будет казахским компаниям, так как в Казахстане молочное животноводство испытывает серьезные трудности. Но я уверен, что и они подготовились к введению нового техрегламента, – заявил председатель правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко.
Но одно дело принять строгий технический регламент, а другое дело – контролировать его четкое исполнение.
- После введения техрегламента главной задачей контролирующих органов, прежде всего в Казахстане, станет исполнение нового закона и введение санкций против тех, кто изготовляет не соответствующие молоко и молочные продукты. Мы будет внимательно следить за реализацией новых требований и передавать информацию в контролирующие органы, как это делаем и сегодня, – заверил Даниленко. – Как ни крути, а без общественного контроля в деле торговой интеграции пока не обойтись.
НА ПОЛЬЗУ ЛЮДЯМ
Несмотря на то, что новый регламент Таможенного союза в основной своей части дублирует российский техрегламент на молоко и молочную продукцию, действующий на территории страны с 2008 года, кое-какие изменения, все-таки есть. Требования к качеству продуктов ужесточаются. Так, в творожную массу запрещено добавлять стабилизаторы и консерванты, а в кисломолочные продукты – ароматизаторы и пищевые добавки.
Регламент обязывает производителей подробно описывать состав продукта на этикетке. В частности, если на кефире написано «обогащенный», то производитель должен не только расписать состав, но и указать, что именно кефир «обогатило». На спреде нельзя написать «масло», а если в составе мороженого есть заменитель молочного жира, то оно не может называться «пломбиром» или «сливочным». Особое внимание техрегламент уделяет молочным продуктам для детей. В общем, потребителям – сплошная польза, а недобросовестным производителям – головная боль (при соответствующем контроле, разумеется).
Но как это «закручивание гаек» отразится на ценах на молочную продукцию для конечного потребителя? «Молочка» и так бьет ценовые рекорды. С начала года по данным Росстата сметана подорожала на 6,6%, молоко – на 7%, творог – на 8%, сливочное масло на 6,4%. На прилавках белгородских магазинов уже можно встретить молоко в мягкой упаковке по цене 43 рубля за литр. И сегодня многие эксперты высказывают опасения, что с ужесточением техрегламентов производства, транспортировки и хранения молочных продуктов цена на эту продукцию пойдет вверх. Институт аграрного маркетинга от комментариев воздерживается. «Союзмолоко» утверждает, что в период «большого молока», который сейчас начинается, цены пойдут вниз. Единого мнения на этот счет нет. Рынок непредсказуем.
ЕСТЬ ЛИ МЯСО В ГОЛУБЦЕ?
Много сюрпризов приготовил россиянам и техрегламент на мясо. К примеру, с 1 мая вводится термин «мясосодержащие продукты».
- Подобное мы уже проходили ранее с понятиями «молоко» и «молочный напиток». Согласно новым нормам, если в продукте 60 и более процентов мяса – это мясной продукт, меньше – мясосодержащий, – пояснила эксперт по сертификации пищевой продукции Валентина Бугрова. Правда, тут же высказала опасения, что оценить «мясосодержание» потребитель сможет не во всей мясной продукции.
По информации эксперта, из поля зрения выпадают мясные полуфабрикаты. Долгое время они вообще не подлежали ни обязательному декларированию, ни добровольной сертификации. Наконец, законодатель учел пробел и ввел в отношении этой группы продукции ГОСТ. Полуфабрикаты получили категории. Однако в новый технический регламент таможенного союза российский ГОСТ на полуфабрикаты не попал. Эта продукция вновь оказалась в «свободном плавании». И как теперь определять, есть ли в голубце мясо? Ведь известно, что при производстве продукции низкой ценовой категории производители добавляют далеко не мясные ингредиенты.
При каждом крупном супермаркете сегодня существуют отделы кулинарии, где покупатель может приобрести на вес пельмени, вареники, котлеты. Удивительно, но вся эта продукция оформляется документально как продукция сети общественного питания. На нее супермаркеты получают добровольный сертификат, причем единый на все группы полуфабрикатов. Ни о какой классификации продукции речи не идет. Функцию производства, по сути, подменяют функцией сети общественного питания. Супермаркеты производят полуфабрикаты по СанПиНам, а не по ГОСТ – и это, конечно же, большая хитрость. Так что определять содержание мяса в полуфабрикатах россиянам придется «на глазок». И надеяться на совесть ритейлера.
НЕ МЯСОМ ЕДИНЫМ
Впрочем, от совести фермера теперь тоже многое зависит. Не секрет, что переработчики не всегда довольны качеством принимаемого сырья. Но с недобросовестными поставщиками до сих пор можно было как-то бороться. Надавить, в конце концов, на орган сертификации. С введением таможенного техрегламента на сдаваемое сырье достаточно предоставить ветеринарную справку. Возникает вопрос, готовы ли мы к бизнесу на доверии?
Еще одно новшество техрегламента – весь убой будет промышленным, так как осуществление убоя животных в домашних условиях запрещено. И здесь тоже возникают вопросы. Узнает ли покупатель, на сертифицированной бойне забили животное, из мяса которого он покупает фарш, или на подворной? Будет ли так пристально следить за этим государство?
- Безусловно, первое время производителю будет сложно ориентироваться в новых формулировках техрегламентов, но со временем всё встанет на свои места, – убеждена эксперт Валентина Бугрова. – Когда в 2008 году вводили молочный техрегламент, многие производители хватались за голову и кричали «Катастрофа!» Ничего, постепенно адаптировались. Адаптируются и сейчас, тем более что до конца 2015 года будет действовать переходный период. Надеюсь, что все разночтения в техрегламентах к этому моменту будут устранены.
К слову, одновременно с новыми нормами вступят в силу и новые меры ответственности. В случае нарушения регламента будет выписан административный штраф до 300 тысяч рублей, при более тяжких последствиях – до 600 тысяч.