04
июня
2014
Пресса о нас

Кризис может напоить петербуржцев местным молоком

Настигающий российскую экономику потребительский кризис, похоже, несет в себе не только проблемы и беды. Для некоторых отраслей пищевой промышленности, в частности, для молокопроизводителей, он может стать спасительным. О чаяниях мелких молочных хозяйств Ленобласти и перспективах всей отрасли корреспондент РБК-Петербург побеседовал с игроками молочного рынка.

Крупная рыба в молоке

Раньше петербургские торговые сети интересовались лишь крупными молочными предприятиями в регионе. Из-за этого небольшие заводы и комбинаты теряли свою конкурентоспособность и были вынуждены закрываться. Такая участь постигла в последние годы, например, ОАО «Бокситогорский молочный завод», ОАО «Приозерский молочный завод» и ОАО «Кингисеппский молочный комбинат». Список «аутсайдеров» недавно пополнили еще два завода: ОАО «Тихвинский молочный завод» и ЗАО «Лужский молочный комбинат».

Судьба последних двух предприятий довольно печальна. По словам генерального директора компании ОАО «Тихвинский молочный завод» Людмилы Тулиной, завод отныне будет выступать лишь в роли рантье. Причиной закрытия предприятия стал финансовый вопрос. После того, как все кредитные льготы отменены, для того чтобы не уходить в банкротство, руководство компании приняло решение закрыть производство. У ЗАО «Лужский молочный комбинат» также возникли серьезные финансовые проблемы, говорят эксперты. Кроме того, у предприятия наблюдается «напряженка» с поставками сырого молока. Получить оперативный комментарий в компании «Лактика» (владеет заводом) не удалось.

Теперь на молочном рынке Петербурга остались только такие конкурентноспособные предприятия, как ОАО «Петербургский молочный комбинат», ОАО «ВиммБилльДанн», входящий в холдинг Danon, и ООО «Пискаревский молочный завод», а в Ленобласти продолжают работу ООО «Галактика», ООО «СХП Лосево» и ЗАО «Племенной завод Приневское».

Удар по ценам

Замдиректора «Пискаревского молочного комбината» Георгий Житмарев подтверждает, что главной причиной закрытия молочных предприятий Ленобласти могла стать политика крупных торговых сетей. В последние годы «Пятерочка», «Дикси» и другие известные ритейлеры начали захват Ленинградской области. В итоге маленькие магазины оказались не у дел. Мелкие поставщики, чья продукция занимала полки этих продмагов, теперь оказались вынуждены ориентироваться на крупных ритейлеров. Но для того чтобы заключить договор с ритейлером и попасть на полку в крупном магазине, завод должен гарантировать большие объемы продукции и стабильность в поставках, а это под силу далеко не всем молочным заводам и комбинатам. Кроме того, у многих молочных хозяйств не было выстроенной эффективной системы дистрибьюции, и довести продукт до полок им мешали жесткие закупочные условия. По этой причине многим предприятиям пришлось закрыться.

Однако это не единственная причина «молочного кризиса». По мнению экспертов из ассоциации молочных предпринимателей «СОЮЗМОЛОКО», проблема заключается еще и в дефиците сырья и резком росте цен на него в последнее время. «Переработчики зачастую просто не могут сохранять конкурентоспособность из-за серьезного подорожания сырого молока», - говорят в ассоциации. Дефицит молока возник в результате системного кризиса в отрасли. Главной же его причиной остается системная задержка субсидирования по старым инвестпроектам и отсутствие финансирования - по новым. А без субсидий многие российские молокопроизводители имеют нулевую или отрицательную рентабельность.

Сарафанное радио

Но многие эксперты настроены оптимистично. По их мнению, теперь массовое вымирание мелких заводов в Ленобласти должно остановиться. И причина здесь опять-таки кроется в политике ритейлеров. С недавнего времени в сферу их интересов входят небольшие молокозаводы.

Так, например, в компании X5 Retail Group («Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") рассказали о том, что в ее торговых сетях наблюдается тенденция расширения ассортимента за счет небольших молочных заводов Ленобласти. Компания даже заключила соответствующее соглашение о сотрудничестве с правительством Ленобласти.

Многие молокопроизводители подтверждают растущий интерес о стороны ритейлеров. Так, по словам генерального директора «СХП Лосево» Эльдара Беглова, у предприятия появился опыт взаимодействия с такими сетями, как «Лайм», «Лэнд», «Азбука Вкуса» и «Супер Бабилон». Завод не нуждается в рекламе: чаще всего сами контрагенты обращаются в компанию с желанием сотрудничать. «Сарафанное радио хорошо работает не только среди конечных потребителей, но и среди партнеров», - говорят в компании.

Три причины

Интерес со стороны ритейлеров к областным молокопроизводителям объясняется, в первую очередь, желанием расширения своего ассортимента. «Современная молочная розница сейчас поделена между двумя крупными компаниями: это Данон и Пепсика (ВиммБилльДанн), и по большому счету сейчас в любом магазине ассортимент почти ничем не отличается», - отмечает генеральный директор аналитического агентства INFOline Иван Федяков. В таких условиях конкуренция возникает исключительно в форме и цене - такая конкуренция заводит ритейл в тупик. Для того чтобы успешно конкурировать, считает И.Федяков, необходимо увеличивать ассортимент.

Во-вторых, сейчас у ритейлеров не все гладко складывается с крупными иностранными поставщиками. По словам И.Федякова, в последние месяцы европейские поставщики установили более жесткие требования по отношению к закупкам товара (например, требуют предоплату). Это является еще одним стимулом для сетевиков повернуться к местным хозяйствам.

Третьей причиной усиливающейся симпатии к местным молочникам является эко-тренд. «Уровень жизни в России вырос за последнее время. И россияне сейчас стараются покупать продукт, у которого срок годности отнюдь не шесть месяцев, как это получается благодаря активного использования консервантов», - говорит И.Федяков. Свежие продукты могут предложить только местные производители. Это подтверждают и в X5 Retail Group: «Учитывая активный рост спроса на свежие, качественные и натуральные продукты, мы заинтересованы в сотрудничестве с местным производителями и фермерами. Особенно это касается продуктов категории fresh, в частности, молочной продукции».

Но одного желания ритейлеров для возрождения местного молокопроизводста, недостаточно, уверены эксперты. Здесь нужен и грамотный пиар, и содействие властей, и желание потребителей.


РБК