Над молочниками навис «налог на СРО»
В скором времени молочная отрасль может получить собственную саморегулируемую организацию (СРО) и обязанность отчислять в ее фонд взносы. Проект СРО создается рабочей группой, состоящей из экспертов Минфина, Минэкономразвития, Минсельхоза и участников «Союзмолоко» — это отраслевое объединение производителей и переработчиков молока. Проект ведется в рамках Программы развития молочного животноводства до 2030 года. Эту программу поручил разработать ведомствам и бизнесу Владимир Путин на совещании по вопросам развития сельского хозяйства в Ставрополе 18 июня. Фактически текст программы и проекта по созданию СРО пишет «Союзмолоко», а ведомства консультируют отраслевиков и должны согласовать или отклонить итоговую версию документов до конца августа.
Председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко рассказал «Известиям», что главным принципом СРО молочной отрасли станет обязательное объединение всех участников рынка. А вместо регулярных взносов в фонд организации, как это практикуется в других отраслевых СРО, производители и переработчики молока будут отчислять определенную сумму с каждого произведенного литра товарного молока.
— Мы считаем, что в конечном итоге должно быть решение, что любой, кто занимается производством молочной продукции и молока в России, должен входить в СРО. При этом саморегулируемая организация должна проходить аудит и проверку финансового состояния, чтобы доказать, что все деньги тратятся по назначению, — сообщил «Известиям» Андрей Даниленко.
Для создания полной прозрачности в правление СРО хотят включить представителей производителей и переработчиков молока, племзаводов, финансовых институтов, инвестирующих в молочное животноводство (банки), профильные НИИ, разрабатывающие новые технологии для молочной отрасли, представителей власти. В задачи организации будет входить сбор и анализ информации по ценообразованию, определение минимальных цен на молоко и молочную продукцию, борьба с контрафактом, фальсификатом, некачественной продукцией, социальная реклама молока, образовательные программы для участников отрасли, инвестиционное взаимодействие с банками, а также координация государственных товарных интервенций по части сыра и сливочного масла. В «Союзмолоко» отмечают, что около 200 молочных производителей поддержали идею такой организации.
По словам Даниленко, размер отчислений будет формироваться ежегодно с учетом трех факторов: бюджета самой организации, цены на сырое молоко и экономической ситуации на рынке. Размер отчислений, по примерным оценкам, составит 10–20 копеек с 1 л молока, произведенного на продажу.
— Что удобно для государства, это то, что мы не просим ни копейки денег. Скажем так, это будет некий налог для молочной отрасли. На конечной стоимости продукта данные отчисления не скажутся: сегодня стоимость сырого молока в среднем около 20 рублей, готовый пакет молока в рознице — ближе к 50 рублям. Отчисления должны составлять 10–20 копеек с 1 литра. Это не та сумма, которая может повлиять на цену молока, — говорит Даниленко. При этом он убежден, что сборы в СРО не должны облагаться налогами как доход, так как организация будет некоммерческой и действует в государственных интересах.
Если сбор распространится на всё товарное молоко, то будущая СРО получит в свое управление довольно приличную сумму. За год в России производится около 18 млн т товарного молока, и даже при отчислении 10 копеек за год СРО сможет аккумулировать почти 1,8 млрд рублей. В качестве аналога отраслевой саморегулируемой организации за рубежом Даниленко привел французский «Молочный дом» (Maison du lait), в который в обязательном порядке входят все молочные компании Франции.
В департаменте госрегулирования в экономике Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что встречи с представителями «Союзмолоко» по обсуждению Программы развития до 2030 года и создания СРО состоялись, но пока в ведомство итоговая версия проекта не поступила. В Минэкономразвития отметили, что СРО, обязывающие вступать в свои ряды всех участников рынка (СРО уже есть в строительной и финансовой сферах), вряд ли получат одобрение министерства. Кроме того, возникнут сложности с Федеральной антимонопольной службой.
По мнению члена президиума «Опоры России», руководящего комитетом по СРО, Евгения Шлеменкова, в России саморегулируемые организации, обязывающие вступать в них компании, полностью дискредитировали себя. Вместо эффективного управления они дали лишь огромный управленческий аппарат, который содержат компании.
— В строительной сфере 25 СРО со штатом управленцев от 40 до 100 человек. Платежи в пользу этих организаций уже существенно превышают стоимость лицензий на ведение деятельности, которым СРО пришли на замену, — говорит он. По мнению Шлеменкова, эффективная СРО должна быть добровольным и не осуществлять контроль, а оказывать услуги своим участникам — находить поставщиков и подрядчиков, помогать с логистикой и реализацией продукции.
ИЗВЕСТИЯ