01
июля
2014
Пресса о нас

Масло немасляное

ЦЕНА закупки молока у производителей с мая прошлого года по май нынешнего в среднем по России выросла на 31,4 процента, по СЗФО — на 25,6 процента. В Вологодской области, например, стоимость сырья повысилась на 29,9, в Ленинградской — на 27,9, в Мурманской — на 11 процентов. Потребитель обычно думает, что виток цен позволяет молочникам нажиться, но это совсем не так. Объемы сырого молока и его оптовая цена для переработчиков тесно связаны: при падении цены ниже порога рентабельности начинается забой скота, уменьшается поголовье, на восстановление которого потом потребуются годы. Это приводит к дефициту молока и поднимает на него цену.

Но рост цен не спасает ситуацию. Удорожание сырья ведет к сокращению производства молокоемкой продукции: творога, масла, сыра — и замещению сырого молока сухим. Что запускает но- вый виток падения цен и убыли стада. С начала 1990-х годов численность коров в России сократилась с 20,557 миллиона до 8,661 миллиона голов — более чем в 2 раза, и продолжает сокращаться сегодня.

Все это говорит о том, что молочная отрасль находится в глубоком системном кризисе. Недостаток сырья покрывается импортом: поставки сухого молока выросли на 63 процента, масла — на 36, «цельномолочки» — на 31 процент. Но самое опасное не то, что

С начала 90-х годов число коров в России сократилось в два раза

растет импорт, а то, что производители начинают фальсифицировать свой товар — добавлять в него пальмовое масло, чтобы снизить себестоимость. Доля продукции с использованием жиров немолочного происхождения уже достигла 10 процентов от объема потребления. По ряду позиций, например сливочному маслу, этот показатель может превышать 40 процентов.

Среди поставщиков суррогатов лидируют Украина и Польша. На таможне эти продукты открыто декларируются как немолочные. Такой порядок позволяет из- бежать ветеринарного и санитарного контроля, снизить уровень пошлины и поставлять гибриды из альтернативного сырья на российский рынок с любых заводов, включая неаттестованные Россельхознадзором, и те, на постав- ки с которых наложен запрет. Продукты декларируются под фантазийными названиями — Дукат, Лаура, Русский, Edan, Andamer, однако в продаже они не появляются. Импорт «псевдомолочки» за первый квартал 2014 года вырос в пять раз.

Нам нужно в первую очередь разобраться с терминами «немолочные» и «молокосодержащие» продукты и выяснить, как контролируются такие товары. Очевидно, что существующая система контроля качества не работает. В Госдуме уже подготовлены по- правки в КоАП, ужесточающие реальное наказание за выпуск поддельной молочной продукции с нескольких тысяч до миллионов рублей. Кстати, это касается и российских производителей. Необходимо также ставить вопрос и об ответственности торговых сетей за реализацию миксов из ингредиентов неживотного происхождения под маркой натурпродукта.

Мы считаем, что нужен комплекс мер для борьбы с фальсификацией. Национальный союз производителей молока планирует в ближайшее время представить в правительство, в Госдуму и Совет Федерации комплексную долгосрочную программу «Развитие молочной отрасли до 2030 года», куда входят и вопросы, связанные с качеством и контролем качества.

На безобразия на рынке могли бы активнее реагировать граждане, сигнализируя надзирающим органам о недобросовестных производителях. Серьезные штрафы не только за производство, но и за продажу молочной продукции, не соответствующей информации на упаковке, должны очистить прилавки от вредных для здоровья суррогатов.


Российская газета