15
сентября
2014
Пресса о нас

Торговые сети и поставщики 16 сентября подпишут меморандум, не допускающий роста цен на продовольствие

Российские торговые сети, поставщики и производители договорились подписать меморандум, не допускающий необоснованного роста розничных и отпускных цен на продукты питания в условиях продовольственных санкций. Это следует из проекта документа, который есть в распоряжении ИТАР-ТАСС. Подписание меморандума состоится 16 сентября.

"Участники рынка считают, что возможно самостоятельное регулирование процессов на рынке. Вопрос не в том, что не должно быть повышения цены. Оно /повышение/ не должно быть необоснованным", - пояснил ИТАР-ТАСС исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли /АКОРТ/ Андрей Карпов. Помимо роста цен, поставщики и производители обещают не допустить искусственного сокращения объемов поставок продовольственных товаров в магазины, стремиться обеспечивать постоянное качество сырья и продуктов, наращивать инвестиции в отечественное производство продукции, а там, где это необходимо, увеличивать поставки из зарубежных стран, следует из проекта документа.

Торговые сети, в свою очередь, обязуются не допустить сокращения объемов реализации продовольственных товаров и снижения их качества, а также облегчить доступ на полки магазинов продукции предприятий, обеспечивающих высокое качество и доступную цену.

Подписи под документом поставят представители АКОРТ, объединяющего крупнейших российских ритейлеров, включая "Магнит", X5 Retail Group, "Ашан", "Дикси" и Metro, а также представители таких отраслевых ассоциаций, как "Руспродсоюз", "Русбренд", "Союзмолоко" и Рыбный союз, представляющих интересы основных российских производителей и поставщиков продовольствия. В конце августа стало известно, что правительство РФ пока отказалось от идеи принятия постановления о государственном регулировании цен на продукты питания в условиях продуктового эмбарго. До этого предполагалось, что поставщиков могут обязать сохранять цены на санкционные группы продуктов на одном уровне в течение года. Также планировалось, что ритейлеры откажутся от бонусов по реализации этих групп товаров и будут использовать максимальную наценку в 10 проц.

Однако по итогам совещания у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича была достигнута договоренность, что контроль за ценами будут осуществлять сами участники рынка через подписание меморандума. Как сообщила тогда ИТАР-ТАСС пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина, параметры этого документа определят сами розничные сети и ассоциации производителей и поставщиков. Однако она отметила, что речь не идет о полном отказе от подписания правительственного постановления в перспективе.

Участники рынка уверены, что административные меры по контролю за ценами не могут реально обеспечить ни гарантированное наличие товаров на полке, ни их неизменное качество и доступную цену. Такая позиция зафиксирована в проекте готовящегося к подписанию меморандума.

"Ошибочные и непродуманные инициативы лишь приведут к криминализации рынка и уходу бизнеса в тень. Именно поэтому мы приняли решение о совместных действиях производителей, поставщиков и продавцов продовольственных товаров для сохранения по возможности стабильной ситуации на рынке продовольствия", - говорится в проекте документа.

Федеральный закон "О торговле" дает право на госрегулирование цен на ряд социально значимых товаров, если цена на них вырастет на 30 проц в течение месяца. Данная норма была внесена в закон в 2010 году после аномальной засухи и резкого роста цен на гречневую крупу, но ни разу не применялась на практике. Однако ранее все же госрегулирование цен единожды применялось - в 2007 году. Тогда в конце октября вследствие значительного подорожания продовольствия в мире ритейлеры и компании-переработчики подписали меморандум "О заморозке цен" на социально значимые продукты питания. Соглашение было подписано сроком до конца января 2008 года и предусматривало фиксацию стоимости на хлеб, молоко, кефир, сметану, масло подсолнечное, яйца - на уровне, на котором они находились 15 октября 2007 года. Максимальная наценка ритейлеров на эти продукты не должна была превышать 10 проц. Впрочем, цены именно на эти группы продуктов все равно продолжили расти в несетевом ритейле.