08
декабря
2014
Пресса о нас

Молоко убегает

На молочном рынке объявлена война международным корпорациям. Первый удар в конце ноября нанес министр сельского хозяйства Николай Федоров. Он обвинил транснациональные компании в использовании пальмового масла и, по сути, в фальсификации молочной продукции. Поддал жару директор департамента животноводства Минсельхоза Владимир Лабинов.

"Доминирование этих компаний в регионах приводит к закрытию местных заводов, падению закупочных цен, нерентабельности производства молока и сокращению поголовья скота", - заявил чиновник. Названия компаний - PepsiCo и Danone - прозвучали из уст именно Владимира Лабинова. Все это произошло во время церемонии открытия нового молокозавода в Омске "МилкОм", кстати, принадлежащего местному бизнесмену и депутату Законодательного собрания Омской области Сергею Калинину.

По всей вероятности, Минсельхоз собирался тем самым хотя бы на словах поддержать отечественного производителя. Но в министерстве, видимо, позабыли, что государство несколько лет назад само отдало контроль над этой стратегической отраслью иностранцам. В 2010 г. Danone купила "Юнимилк", а годом спустя PepsiCo поглотила крупнейшего в РФ производителя молочных продуктов "Вимм-Билль-Данн". И сегодня Danone и PepsiCo суммарно занимают более половины российского рынка молокопереработки. Danone с момента покупки "Юнимилка" уже закрыла несколько заводов, объясняя это нерентабельностью производства в результате роста цен на сырое молоко.

PepsiCo, по всей видимости, только об этом думает. Причина - падение спроса со стороны покупателей. Тут и столкнулись интересы частных компаний и чиновников, заинтересованных в сохранении рабочих мест и социальной стабильности в регионах. Частные структуры не могут позволить себе работать в убыток. Например, Danone закрывает заводы не только в РФ, но и в Европе.

Впрочем, несмотря на закрытие российских предприятий, в 2014 г. по отгрузкам сырого молока промышленным переработчикам отмечается прирост на 1,5%, до 16,8 млн тонн. По словам старшего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Виктории Берлай, хотя надои в сельхозорганизациях повышаются, молочное стадо продолжает сокращаться. Так, по данным эксперта, поголовье коров по итогам 2014 г. снизится минимум на 3%. Сокращение поголовья - кстати, одна из претензий Минсельхоза к переработчикам молока. Они, якобы пользуясь своим монопольным положением, занижают закупочные цены. Но это не совсем итак. Закупочные цены на молоко в РФ - одни из самых высоких в Европе.

Опрошенные "Ко" эксперты говорят о двух возможных причинах конфликта.

Первая, конечно, - это санкционная война и общее отношение к иностранным компаниям, складывающееся у чиновников. Вспомнить хотя бы последние акции Роспотребнадзора, например, закрытие "Макдоналдсов" или проверку американского виски Jack Daniel's.

Вторая возможная причина - это старый конфликт между "Союзмолоком", объединявшим в 2000-е крупнейших животноводов, и Молочным союзом, которым руководил Владимир Лабинов и в составе которого были Danone и "Вимм-Билль-Данн" (сейчас в составе PepsiCo). В 2008 г. между двумя организациями шла настоящая война.

"Союзмолоко" оказалось сильнее, когда животноводы пролоббировали запрет на использование сухого молока в свежих молочных продуктах. Против выступал союз Лабинова, однако он не смог отстоять свою позицию. В результате два крупнейших молокопереработчика покинули Молочный союз, и без них он уже не мог существовать. "Лабинову пришлось уйти. Сейчас он в Минсельхозе, но про историю с уходом Danone и "Вимм-Билль-Данн" из своего союза не забыл", - сказал "Ко" один из участников рынка.

В "Союзмолоко" ожидают ужесточения правил игры на рынке. Следующим шагом Минсельхоза в "построении" бизнеса может стать введение новых техрегламентов на молоко и молочные продукты и запрет на использование прилагательных типа "сметанный" и "творожный". Также есть планы по стандартизации содержания белка в молоке. Надписи на этикетках продуктов станут честнее, но вряд ли чиновники от этого выиграют. Если продажи сократятся, дополнительные бюджетные поступления они вряд ли получат.

АЛЕКСЕЙ МУХИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: "Россия реагирует на недружественное поведение Евросоюза и США, я имею в виду санкционную войну. Поэтому, скорее всего, всем ведомствам розданы поручения так или иначе "строить" и заставлять ходить строем иностранные компании. Это во-первых. Во-вторых, проблема использования пальмового масла, различных суррогатов, добавок действительно существует. И то, что некоторые компании чувствуют себя в России, как в какой-то колонии, втюхивая потребителю продукт, качество которого не принимается стандартами Евросоюза или США, - это факт. И здесь применяются комплексные меры воздействия. С одной стороны, реакция на санкционную войну. С другой - попытка повысить уровень и качество продуктов, которые компании поставляют на территорию России".

ВИКТОР СЕМЕНОВ, МИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В 1998-1999 ГГ.: "Если компания не подпадает под антимонопольное законодательство и не доминирует на рынке, то ее право - открывать новые предприятия или закрывать старые и неэффективные заводы. А дело государства - анализировать ситуацию, и там, где оно считает неправильным закрытие производств и сокращение рабочих мест, государство должно думать, как помочь предпринимателям. Я уверен, что нет такого бизнесмена, кто бы умышленно ликвидировал свои активы. Государство доказало, что можно добиваться успеха, если системно подходить к решению вопроса. Так произошло на рынке птицеводства и свиноводства. На молочном рынке из-за его масштабности сказывается инерционность. И усилия были непоследовательные. Молочный потенциал России бесконечен. И обидно видеть, что мы сокращаем производство, в то время, как северные территории зарастают лесом. А именно молоко могло бы стать хорошей альтернативой практически погибшему северному сельскому хозяйству. Малоплодородные территории при правильном использовании могли бы дать устойчивые молочные ручейки, которые не только закрыли бы проблему импортозамещения, но и стали мощным экспортным потенциалом. Для этого нужна вдумчивая плановая работа - начиная от генетики и заканчивая поиском технологий, адаптированных к северному сельскому хозяйству".

СЕРГЕЙ ЮШИН, РУКОВОДИТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ МЯСНОЙ АССОЦИАЦИИ: "Проблема сокращения молочного поголовья не связана ни с Danone, ни с PepsiCo. Мясную отрасль делает более устойчивой и конкурентоспособной увеличение промышленного производства и сокращение личных подсобных хозяйств. Последние неэффективны априори и не могут служить надежным поставщиком для розничной торговли. В молочном производстве до сих пор более 60% скота находится в личных подсобных хозяйствах. Поэтому сырое молоко в России - самое дорогое в мире. Конечно, крупным компаниям приходится закрывать неэффективные заводы. Однако любое перерабатывающее предприятие заинтересовано в гарантированных поставках нужного объема качественного сырья. И с трудом представляю, чтобы не в его интересах было наращивание и молочного поголовья. Другой вопрос: должны ли этим заниматься непосредственно и Danone или PepsiCo? Государство, конечно, помогает, но роста производства на промышленных фермах и увеличения числа самих таких ферм явно недостаточно, чтобы покрывать снижение производства в личных подсобных хозяйствах".

ДАВИД ЯКОБАШВИЛИ, БЫВШИЙ СОВЛАДЕЛЕЦ "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН": "Нельзя назвать конфликтом то, что произошло между Минсельхозом и производителями. Видимо, не так друг друга поняли. Продукция крупных транснациональных компаний качественная. Единственное производство, где применяются растительные жиры, - глазированные сырки, но это требование технологии. Другой вопрос, что некоторые небольшие компании или отдельные заводы грешили использованием пальмового масла ради высоких доходов. Сейчас это тоже имеет место на небольших предприятиях. Крупные же компании, наоборот, поддерживают фермеров, помогают им двигаться вперед, предоставляя льготные кредиты на корма или технику. Мы это практиковали в "Вимм-Билль-Данн", так делают сейчас и PepsiCo, и Danone".