17
декабря
2014
Пресса о нас

Кризис сотрет в порошок

Пить будем молоко, изготовленное из порошка, говядину заменим колбасой из сои, звонить начнем не по смартфонам от Samsung или Apple, а по китайскому no name. Правда, ездить продолжим на иномарках — собранных в России. Это следует из опроса, проведенного «Газетой.Ru» среди импортеров и экспертов отечественного рынка.

Продажи электроники растут с октября, сообщила «Газете.Ru» начальник управления корпоративных коммуникаций онлайн-ритейлера Enter Катерина Белоусова. «В настоящий момент стоки к Новому году затарены, ведь обычно ритейлеры пополняют их к началу декабря», — поясняет она.

Но прогнозов на январь в компании не делают. Это и понятно. Цены растут, и, как поведет себя в этой ситуации покупатель, неизвестно. Повышение цен в интернет-магазинах за неделю составляло до 35%. Например, объявление на сайте онлайн-магазина «Плеер.ру» в понедельник гласило, что «в связи с резким изменением курса валют повышение закупочных цен уже составляет от 30%». Во вторник, согласно сообщению компании, это повышение уже составило от 50%.

Как пояснили в «Связном», компания не поднимает цены произвольно, а руководствуется закупочной ценой от представителей производителя. «Никто не отменяет отложенный эффект от падения рубля, могут измениться закупочные цены, что повлияет и на розничные ценники на гаджеты», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании. С начала декабря корпорации Apple и Samsung подняли рублевые цены на свою продукцию.

Как объясняет «Газете.Ru» другой участник рынка, следующее пополнение складских запасов будет происходить в январе, после периода новогодних праздников. Впрочем, время закупок может наступить и раньше, так как в декабре рост продаж по некоторым категориям составил до 50%, что может значительно ускорить процесс обновления.

«Совершенно точно, что стоимость товаров с Нового года вырастет, и точно не меньше чем на 15%, — пояснил «Газете.Ru» один из ритейлеров. — На самом деле закупки уже сейчас происходят по новому и очень высокому курсу».

Как отмечают участники рынка, небольшие компании уже испытывают трудности с поставкой товаров: запасы моментально реализуются, а новых поставок хватает не всем. Из продажи на глазах исчезают самые популярные модели, например ноутбуки и смартфоны средней ценовой категории.

У вас чек упал

Ресторанный бизнес очень чувствителен к состоянию национальной валюты. Перемены здесь уже начались. По словам исполнительного директора La Maree (оптовый поставщик морепродуктов и сеть ресторанов) Азамата Юсупова, сильного спада в дорогих ресторанах нет, но вот сфера относительно недорогого общественного питания очень чувствительна к скачкам валюты. Около 70% продуктов, которые компания поставляет на рынок, импортные, и цена на них напрямую зависит от колебаний курса.

Подорожавшая продукция становится для клиентов неинтересной, а достойного отечественного продукта для замещения импортной сейчас, к сожалению, нет, отмечает Юсупов.

«Дело даже не в качестве, а в цене: хороший российский продукт экспортоориентирован, местным производителям выгоднее продавать его за рубеж, и даже цены на внутреннем рынке постепенно приближаются к европейским, довольно высоким», — говорит Юсупов.

По его словам, компания немного расширила долю рынка за счет конкурентов, ушедших из-за нестабильности экономической ситуации. Но в целом на рынке наблюдается спад потребительской активности. «Люди, которые раньше питались в ресторанах, сейчас стараются покупать продукты того же уровня в торговых сетях и готовить их дома», — говорит Юсупов.

«Сейчас в сфере общепита фиксируется падение числа посетителей на 10–30%», — рассказал ранее «Газете.Ru» председатель совета директоров компании «Маркон», которой принадлежит сеть фастфуда «Стардог's», Сергей Рак..

Представитель McDonald's сказал, что планы компании по развитию бизнеса в России не изменились.

Импортные буренки

Отечественное сельское хозяйство тоже демонстрирует большую зависимость от поставок из-за рубежа и, значит, находится в зоне риска.

Продукты продолжают дорожать из-за падения рубля и продовольственных санкций Цены растут и без спекулянтов После введения продовольственного эмбарго Федеральная антимонопольная служба отслеживает любые случаи необоснованного повышения стоимости продуктов по... → «Ни один мало-мальски стоящий бизнес в России не может обойтись без импортного сырья, материалов, запчастей или технологий», — констатирует руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. Аграрии с этим согласны.

Примерно 40% молока в России — это импорт, признает Андрей Даниленко, председатель правления «Союзмолока». После ослабления рубля часть поставщиков молока и молочной продукции разорятся, не исключает Даниленко.

Выжить можно, если импортеры переключатся на поставки более дешевых видов продукции, не цельного молока, а изготовленного из сухого, или на так называемую молокосодержащую продукцию. Молока в ней может быть только половина, остальное — растительные жиры. По словам Даниленко, потребители начали менять структуру питания еще в октябре: из молочной продукции берут ту, что подешевле.

«Дорогие десертные позиции, импортные йогурты становятся все менее востребованными», — говорит Даниленко.

Он не берется прогнозировать, как будет развиваться отечественный рынок молока и молочной продукции в следующем году. «Производители молока в отличие, например, от свиноводов или птицеводов давно работают на грани рентабельности. Если государство не поможет, не даст льготных кредитов хотя бы для производства социально значимых продуктов, то перспективы могут оказаться плачевными», — говорит Даниленко, добавляя, что к социально значимым он относит молоко, масло, творог и сметану. Государство может не распространять льготы на производителей сметаны, уточняет Даниленко, достаточно поддержать производителей цельного молока.

Крайний в пищевой цепочке

При слабом рубле выживут только те представители бизнеса, у которых не было валютных кредитов. А рублевые если и были, то незначительные, уверен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Это общее правило и для АПК, и для девелоперов.

Тяжело придется растениеводам. Сложные удобрения почти все импортные. Пестициды — импортные, отмечает Рылько. Иными словами, высоких урожаев ждать не приходится: подкормка дорогая, а вредителей травить нечем.

Качественный семенной материал тоже преимущественно импортный, добавляет Рылько. Даже для традиционных культур — кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы — семена закупаются в основном за границей.

Девальвация лучше санкций

Если издержки в рублях, а продукцию можно продать за валюту, то такому бизнесу никакие ключевые ставки ЦБ не страшны. Если бизнес имеет возможность кредитоваться за границей, как, например, зарубежные производители автомобилей c местным производством, то для такого бизнеса тоже все будет хорошо. Всем остальным придется пережить трудные времена, уверены эксперты.

Но девальвация рубля — это еще и шанс для тех, кто сможет заместить импорт, считает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.

«Девальвация рубля — это как санкции, только более цивилизованная, рыночная мера. Точно выживет тот бизнес, который сможет заместить импорт на товары, которые можно производить здесь, в России», — говорит Кнобель.

По его мнению, в 2015 году российский рынок будет вынужден стать более отечественным. «Но известные западные бренды вполне могут сохраниться. Только партнеры, которые их производят в России или поставляют из-за рубежа, будут, скорее всего, другие», — не исключает эксперт.

Без льгот нет жизни

И все-таки бизнес не теряет надежды на помощь государства. «Деловая Россия» готовит правительству пакет предложений по поддержке малого и среднего бизнеса, пострадавшего от обвала рубля», — сообщил «Газете.Ru» вице-президент организации Николай Остарков.

Государство обязано предоставить льготы банкам, которые будут рефинансировать долги бизнеса.

«Иначе бизнес не выживет. У российского бизнеса никогда не будет такой рентабельности, чтобы покрыть новые ставки по кредитам, которые сейчас нарисуют банки. Для МСП и нынешние-то ставки нереально тяжелы», — считает Остарков.