20
февраля
2015
Пресса о нас

Продуктовые сети Москвы борются за клиентов, небольшие магазины уже сдались

В конкурентной борьбе за клиентов, крупные продуктовые сети Москвы применяют все больше новых инструментов. Для того, чтобы максимально «зарихтовать» повышение цен на основные продукты, сетевики либо меняют поставщиков, выставляя аналогичные товары иных производителей, но по «старым» ценам, либо сохраняют контракты с уже привычными марками, но частично заменяют ассортимент уже знакомых продуктов такими же, но в меньшей упаковке или с более «экономичным» составом, зато также по «докризисной» цене. Параллельно на полках сетевых супермаркетов появляется все больше товаров отечественных производителей, особенно молочной и кисломолочной продукции: разнообразие огромно, а цены разнятся.

Впрочем, эксперты предрекают, что данное изобилие вскоре может вновь иссякнуть, так как многие новые марки не известны покупателям, а должной рекламной кампании производители не ведут. Что же касается небольших розничных магазинов, то их владельцы, за редким исключением, кажется, уже «опустили руки» и следуют в общем кризисном фарватере страны, не прибегая к указанным «ухищрением» и не занимаясь поиском новых поставщиков, что вкупе с более скромной ресурсной базой уже заметно сказалось на ценах. Разница в стоимости продуктов между сетевыми и маленькими магазинами на отдельные категории товаров достигает 20-25%. Впрочем, владельцы небольших торговых площадок, вопреки логике, амбициозно заявляют, что закрытие им пока не грозит и рынок они покидать не собираются, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

За последние два месяца рост цен на продукты питания российских производителей, представленные у сетевиков, стал менее заметен, и на отдельные категории товаров составил лишь несколько рублей. Что же касается продуктов из стран СНГ и ЕАЭС, то в магазинах, где побывал корреспондент агентства, больше других подорожали продукты из Белоруссии. Зато в небольших торговых павильонах подорожало практически все, кроме мяса. Попробуем рассмотреть подробнее.

Самое крупное подорожание продуктов в магазинах Москвы произошло перед Новым Годом. Тогда рост цен на отдельные категории товаров, особенно плодоовощную продукцию, составил 15-25%. Поскольку повышение считалось «традиционным», то есть после праздников цены ранее обычно возвращались к предыдущим показателям, то поначалу оно было не очень заметным. Но новые цены зафиксировали, причем не только в мелких, но и в крупных сетевых магазинах. При этом на начало января 2015 года разница в ценах между разными торговыми площадками была не существенной. Однако в течение последних двух месяцев продукты в небольших павильонах ощутимо продолжали, а крупные сетевики начали применять новые приемы для того, чтобы скрыть или удержать подорожание. Так, например, изменился ассортимент молока бренда «Домик в деревне». Ранее у сетевиков было больше пастеризованного («питьевого») молока этой марки, а теперь больше более дешевого ультрапастеризованного. Мелкие магазины ассортимент практически не изменили. Но даже в «дорогих» вариантах этого молока, цены разнятся в разы. В магазинах сети «Атак» пакет молока с содержанием жирности 3,5% стоит 67,2 рубля, в сети «Магнолия» 74,5 рубля (на начало 2015 года цена составляла 72,5 рубля), а в небольших розничных — 100-102 рубля за литр. Примечательно, что даже цена на ультрапастеризованное молоко в маленьких магазинах превышает стоимость «питьевого» у сетевиков — 85 рублей за пакет. Аналогичная разница в ценах на молоко и других производителей. Так литровый пакет «Лиазовского» («М») молока аналогичной жирности и качества можно найти за 57 рублей в «Атаке», за 71,5 рубля в «Магнолии» (причем подобную стоимость установили уже с начала года), а в небольших магазинах уже за 96-100 рублей. Тоже касается молока «Parmalat», «33 коровы» и «Простоквашино». Разница в ценах между сетевиками и малыми павильонами составляет от 1 до 29 рублей. Отдельно хочется отметить, что информацию о качестве молока (пастеризованное или порошковое) на ценниках в небольших магазинах указывают чаще, тогда как в некоторых торговых сетях просто информируют о марке, жирности и цене, что может «запутать» не слишком внимательного покупателя.

Цены на сливочное масло в сетевых магазинах за последние 2 месяца практически не изменились, за исключением некоторых видов масла от компании «Экомилк» ( на 6,9 рубля до 53,4 рубля за 100 г масла с содержанием жирности 82,5% ), «Домик в деревне» (на 1 рубль до 86,5 рубля на 180 г масла с 72,5% жирности ) и «Стандарт Российской Федерации» (на 90 коп. за 180 г масла 72,5%). При этом и разница в ценах с небольшими магазинами, в отличие от цен на молоко, минимальна, за исключением продукции «Простоквашино»: пачку масла весом 180 г с содержанием жира 72,5% по акции в «Атаке» предлагают за 69,8 рубля, а в небольших магазинах за 99 рублей. А вот цены на спреды, предлагаемые в качестве недорогой замены сливочного масла, заметно отличаются. В сети «Магнолия» 180 г продукта «Кремлевское» можно приобрести 33,5 рубля, в «Атаке» за 30,9 рубля, а в маленьких павильонах за 45-46 рублей. Почти на треть выросла и цена спреда «Ильинское»: в январе продукт можно было приобрести за 23,6 рубля, а сейчас за 32,5 рубля.

Отметим, если в небольших магазинах ассортимент товаров практически не изменился, то сетевики «играют» производителями, и на полках можно обнаружить невероятное количество новых названий, особенно сыра и сливочного и подсолнечного масел. Например, появилось много российских марок сливочного масла с разнообразными вариациями названий на тему «крестьянского», «фермерского» или «вологодского» продуктов, а также сыров с загадочными сортами типа «скандинавский», «мраморный» или «королевский». Тем более, много различных «российских» сыров. Большинство производителей вышли на столичный рынок недавно и покупателю не известны, из-за чего изобилие в скором времени может исчезнуть, не выдержав конкуренции с марками, пожелавшими потратиться хоть на какую-то рекламную кампанию, отмечают эксперты. Тем более покупатели в условиях кризиса чаще ориентированы на дешевый продукт, при этом плохо разбираются в разнице составов. Так что если новые марки не начнут себя презентовать, а власти города и общественные организации не помогут ликбезом в части различий между недорогим, но «синтетическим» продуктом и не таким бюджетным, но натуральным, то изобилие скоро исчезнет, пояснили корреспонденту ИА REGNUM в «Национальном союзе производителей молока».

То ли из-за смены производителями поставщиков сырья, то ли в рамках конкуренции с хлынувшими на столичный рынок новичками, а может и по личной инициативе сетевиков, но цены на некоторые продукты известных марок начали снижаться. Причем, снижение происходит на один-два вида продуктов из общей линейки. Есть и точечные подорожания. Так, в «Магнолии», пакет молока «Домик в деревне» с содержанием жирности 0,5% продают за 51,9 рубля против 59,5 рублей в январе 2015 года, а пакет молока 1,5% за 52,9 рубля против 59,9 рубля в начале года. При этом другие виды молока данного производителя в магазинах либо подорожали, либо цена не изменилась. Также снизили цену на молоко 0,5% марки «Parmalat» — с 71,9 до 64,9 рубля. К акциям это снижение отношения не имеет, так как, например, сейчас по акции в магазине можно найти продукты, чья «скидочная» цена соответствует регулярной на начало года. В небольших магазинах снижения цен не происходило, не считая некоторых подешевевших еще в начале года сортов мяса.

Что касается подсолнечного масла, то ситуация с его стоимостью аналогична «молочному бунту» последних двух месяцев. Цены в небольших магазинах и у сетевиков заметно отличаются. Например, бутылка рафинированного масла «Злато» в «Магнолии» можно найти за 98,9 рубля (в начале года оно стоило еще 95,5), в «Атаке» за 85,9 рубля, а в небольших магазинах уже за 107 рублей. «Олейну» в маленьких магазинах продают за 100-103 рубля, а у сетевиков за 95,9 рубля в «Магнолии» (подорожало на 1 рубль) и 98,6 рубля в «Атаке». Тоже относится к маркам «Слобода» (89,5 рубля в крупных сетях против 114 рублей в небольшом магазине) и «Золотая семечка» (108-109 рублей в небольших магазинах против 104 рублей у сетевиков). На некоторые виды подсолнечного масла произошло «точечное подорожание». Например, рафинированное масло «IDEAL», произведенное на Украине подорожало сразу на 8 рублей, тогда как цена масла этой марки сорта «микс», произведенное в России осталась прежней.

Практически не изменилась стоимость сметаны, причем цены в маленьких магазинах и у сетевиков пока отличаются мало. Также неизменными остались цены на хлеб — у сетевиков обычный белый нарезной батон можно приобрести за 15-27 рублей, а в розничных магазинах за 20-25 рублей, точно такие же цены были и в начале года. А вот цены на развесные сыры от белорусских производителей совершили свою небольшую революцию. Подорожание отдельных сортов продукта с начала года составило до 15%. Правда тут стоит отметить, что если речь идет о сырах на развес, то наименование производителя указывают и даже называют по просьбе далеко не всегда, на ценниках представлены лишь данные о стране-изготовителе. Так, например, в сети «Магнолия» 1 кг белорусского сыра «Солнечный» предлагают за 615 рублей против 529 рублей в январе 2015 года, а 1 кг сыра «Российский» стоит 495 рублей против 465 рублей в начале года. Параллельно в сетевых магазинах увеличили количество сырной нарезки в небольших упаковках, снизив долю сыров на развес. И пока разница в стоимости таких небольших упаковок нарезки разных производителей мало отличается от аналогичного товара в небольших магазинах, которые удалось обследовать корреспонденту агентства. Сами цены на указанный сыр с начала года пока не изменились.

Если проанализировать указанные изменения цен, то создается впечатление, что небольшие магазины в обозримом будущем могут просто исчезнуть, «задавленные» сетевиками с более низкими ценами. Однако опрошенные продавцы и владельцы маленьких павильонов данный постулат отрицают, и на вопрос о ценах как под копирку отвечают: «А что вы хотели, кризис же. Но мы закрываться не собираемся, у нас все в порядке, а крупные магазины нам не конкуренты, у них товар часто „лежалый“». Такие же заготовленные ответы есть и у сетевиков. Стандартный ответ на вопрос о повышениях цен — это моментальное сравнение с конкурентами. «Это вы еще не видели цены у других, а вот у нас недорого, мы стараемся не поднимать», — заявили корреспонденту ИА REGNUM на кассах сразу нескольких магазинов.

Отметим, что по мнению некоторых экспертов, пик повышения цен в магазинах Москвы еще не наступил, и при условии сохранения текущего валютного курса цены продолжат расти до середины второго квартала 2015 года. При этом снижение цен возможно лишь при максимальном увеличении количества участников рынка.