20
января
2015
Пресса о нас

Трудный старт

Кто-то из известных в стране астрологов, делая прогноз на 2014 год, сказал, что он станет историческим рубежом, разделяющим время на до и после него. Так, например, мы судим о 1917 годе, 1945-м и других значительных для большого числа людей и государств датах.

К счастью или, наоборот, к несчастью, многие пророчества и прогнозы не сбываются, а этот сбылся, причем по многим аспектам современной жизни. Что же касается сельского хозяйства, то случилось то, чего не было на протяжении многих десятков лет: Россия отказалась от импорта продовольствия из США, Канады, Евросоюза и некоторых других стран в ответ на их санкции. Это беспрецедентный шаг, особенно с учетом современного состояния агропромышленного комплекса страны. Во всяком случае, мы не могли себе позволить сделать такое даже в советские годы, когда колхозы и совхозы работали в ударном темпе.

Так или иначе, российское эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции затмило все прочие события, которые произошли в сфере агропромышленного комплекса в прошлом году. Поэтому в ходе опроса, который провел журнал «Аграрное обозрение» среди экспертов, чтобы выяснить их мнение о самых значимых событиях 2014 года, все ответы неизменно так или иначе имели отношение именно к эмбарго. Эксперты говорили об открывшихся возможностях для российских аграриев, о перспективах импортозамещения, о повышении качества поставляемого в торговлю продовольствия. Чисто теоретически, сегодня есть условия для выхода отечественного сельского хозяйства на новый уровень. Но на пути от теории к практике стоят реалии нынешнего АПК страны, а также проблемы всей экономики. А кроме того, для рывка в любом случае нужны время и деньги.

– Минимальный период, за который мы можем выйти на реальные, ощутимые потребителем показатели по количеству собственной сельхозпродукции на рынке, – два-три года, – сказал директор департамента экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза России Анатолий Куценко. – Но для этого до конца 2020 года нам нужно минимум 568 млрд дополнительных средств из федерального бюджета. Без них решение задачи увеличения объемов собственного производства, которое позволило бы уменьшить импорт, невозможно. Эти дополнительные средства помогут увеличить собственное производство по овощам открытого грунта – на 67%, овощам закрытого грунта – на 74%, плодово-ягодной продукции – на 20%.

Самой проблемной в Минсельхозе России называют отрасль молочного животноводства, где прогнозируют рост собственного производства только на 30%.

Тем не менее, председатель правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко введение запрета на импорт молочной продукции из Евросоюза считает самым главным событием 2014 года.

– Европейские производители традиционно являются главными конкурентами российских компаний на нашем рынке, – сказал А. Даниленко.– В целом уровень государственной поддержки в России в разы ниже, чем в ЕС и Белоруссии. В Европе дотации на литр молока достигают 4–5 рублей, а поставщики кормов получают субсидии в размере 400 евро на гектар обрабатываемой земли.

По словам Даниленко, нашим аграриям такие суммы и не снились. Антисанкции для отечественных производителей могли бы стать реальным шансом для прорыва. Но в последние годы значительная часть российских крестьян вышла на отрицательную рентабельность и была вынуждена сокращать поголовье, снижать производство и повышать цены на готовую продукцию.

Засухи 2011 и 2012 годов привели к резкому росту стоимости кормов. При этом только в декабре 2014 года начали рассматривать инвестиционные проекты, претендующие на получение субсидий по кредитам. А до этого молочники два года не получали от Министерства сельского хозяйства РФ компенсаций процентной ставки. И до сих пор до части производителей не доведены субсидии на литр товарного молока.

Это стало причиной роста цен в рознице, поскольку стоимость сырья в итоговой цене цельного пастеризованного молока составляют 45,2%. На рост цен повлияла и девальвация рубля, так как часть переработчиков вынуждена работать с импортными товарами – сухим молоком, сывороткой, сливочным маслом, которое лишь фасуют на территории России.

В итоге объемы производства цельномолочной продукции в пересчете на молоко за 11 месяцев 2014 года в России составили 10,5 млн тонн. Это на 119 тысяч тонн меньше, чем за тот же период 2013 года. Так что прорыва пока не произошло. Зато Республика Белоруссия воспользовалась образовавшейся нишей на российском рынке и увеличила поставки в сравнении с 2013 годом на 28 тысяч тонн.

Получается, что потребление цельномолочной продукции в пересчете на молоко в России сократилось примерно на 100 тысяч тонн. В России пока увеличились только объемы производства более дешевых молочных продуктов с добавлением жиров растительного происхождения. Так, творожные продукты показали рост объемов на три четверти, а сырные продукты – более чем в 2,5 раза. И это официальная статистика Росстата. Что происходит на самом деле – не знает никто.

Пока перспективы импортозамещения не кажутся радужными. Субсидии на литр молока сократились в четыре раза.

– Мы очень ждем, что они сохранятся на том же уровне, что и в 2014 году, за счет дополнительных средств, – говорит А. Даниленко. – Хотелось бы также получить помощь со стороны государства в части компенсации кредитных ставок, которые теперь составляют 24–31%. Тогда российские аграрии могли бы заняться импортозамещением и действительно воспользоваться главным шансом, который нам предоставил 2014 год.

На государственную поддержку уповает и глава семейной фермы «Братья Чебурашкины» Владислав Чебурашкин из Подмосковья.

– Для нас, фермеров, – сказал он, – главным в прошлом году стало повышение внимания государства к проблемам молочного животноводства. Сегодня в Московской области, по официальным данным, рентабельность молочных ферм составляет 4,5%. Власти Московской области в ноябре, в ходе Международного молочного форума, объявили, что при рентабельности в 15% в отрасль придут инвестиции, появится перспектива и уверенность у фермеров. Мы с этим согласны и надеемся увидеть позитивные изменения в господдержке в 2015 году.

Введение эмбарго на импорт продовольствия считает самым значимым событием 2014 года и журналист телеканала «Южный регион» из Ростова-на-Дону Татьяна Бочарова, которая специализируется на сельскохозяйственной тематике:

– У наших аграриев есть шанс, но нет возможностей или они ограничены. Я недавно была в Ремонтненском и Кашарском районах Ростовской области, где выращивают скот калмыцкой породы в реликтовых степях. Эта порода дает мраморное мясо, но его производители не могут пробиться на большой прилавок. Мясо скорее привезут из Аргентины, Бразилии, а наше – никому не нужно.

Более оптимистично настроен в этом плане исполнительный директор Российского союза органического земледелия Яков Любоведский:

– В связи с продуктовым эмбарго, введенным правительством РФ, ретейл стал интересоваться российской экологической продукцией. Есть шанс, что наконец-то, после сильной встряски, изменится закостенелая архитектура отечественной розницы. Начался диалог между фермерами и сетями. Пока сотрудничество идет туго, ни те, ни другие не готовы к нему. Но, по крайней мере, наметилась положительная тенденция. Уверен, что покупатели оценят ее первые результаты и поддержат их, так как мы наблюдаем увеличивающийся спрос на экологическую продукцию. Дополнительным толчком должен стать федеральный закон об органической продукции. Наконец-то сложились серьезные макроэкономические предпосылки для рывка в развитии экологического сельского хозяйства в России и поставок в торговые сети отечественных продуктов питания.

Главным событием года и уникальным шансом для российской сельскохозяйственной отрасли назвал введение эмбарго на импорт продовольствия заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам:

– Прямые ограничения импорта вызывают рост внутренних цен на продукты, что потребитель воспринимает крайне негативно. Однако эти же ограничения открывают большие товарные ниши для внутреннего производителя. Резкое ослабление курса рубля также повышает конкурентоспособность отечественных товаров, а с учетом улучшения финансовых результатов прошедшего сельскохозяйственного года и повышения уровня государственной поддержки сельское хозяйство имеет все шансы выйти на более высокий уровень производства. Важно также, что программы поддержки и развития сельского хозяйства задали отрасли хорошую динамику. Проблемы есть, но, тем не менее, рост в отрасли продолжается.

Глава комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Николай Панков назвал несколько главных событий 2014 года в сфере АПК:

– Мы рассмотрели и приняли ряд законопроектов, которые непосредственно связаны с развитием сельского хозяйства. В числе прочих это законы о карантине растений, о сельскохозяйственной переписи, которая пройдет в 2016 году, о финансовом оздоровлении предприятий, о переработке продукции. Осенняя сессия проходила в непростых политических и экономических условиях, были введены санкции против России. Депутаты учли это при принятии бюджета. Таким образом, в 2015 году государством будут выполнены все социальные обязательства, а для аграриев главное, что на развитие АПК будет направлено почти 200 миллиардов рублей, в том числе 20 миллиардов – на реализацию программы по импортозамещению. Кроме того, было выделено 20 миллиардов рублей на субсидии по инвестиционным проектам. Это позволит закрыть задолженность 8600 хозяйствам. Была оказана финансовая помощь Россельхозбанку в размере пяти миллиардов рублей для выдачи кредитов. Но одно из самых главных событий прошлого года – хороший урожай. Намолочено свыше 105 миллионов тонн зерна. А запрет на поставки продовольствия из США и Евросоюза поможет нам работать комплексно и эффективно. Считаю, что назрела необходимость в строительстве логистических центров для хранения и продажи овощей и фруктов, а также возведении новых тепличных комбинатов. Для выполнения задачи, поставленной президентом России Владимиром Путиным, по обеспечению населения качественной продукцией необходимо вырастить и поставить на наши прилавки продукцию отечественного производства и только отличного качества, увеличить производство молока и говядины.

Итак, год 2015-й только начался, и он дарит аграриям надежду на лучшее, но при этом уже и ставит под сомнение многие планы и приоритеты. Падение национальной валюты и цен на нефть, высокие проценты по кредитам, сложная политическая обстановка в стране и за ее пределами – все это не способствует позитивным переменам.

Остается только по-прежнему надеяться, что ситуация как-то вдруг изменится и тогда многие негативные факторы этого года отойдут на второй план.

Вера ЗЕЛИНСКАЯ