21
марта
2016
Пресса о нас

Что делают с едой, чтобы она не дорожала

Затяжной экономический кризис сильно изменил продовольственный рынок: производители столкнулись не только со сложностями из-за роста стоимости импорта и санкций, но и со снижением доходов покупателей. По данным Росстата, реальная зарплата россиян в 2015 году сократилась на 9,5%, при этом минимальный месячный набор продуктов за тот же год подорожал на 8,3% (в 2014-м — на 15,3%).

Финансовые условия заставляют людей строже относиться к тратам в магазинах. Как отмечается в обзоре потребительской уверенности населения от Сбербанка, в конце 2015 года 70% опрошенных признались, что стали покупать менее дорогие товары. Доля тех, кто покупает продукты исключительно со скидками, достигла 44%.

Экономят не только за счет отказа от более дорогих марок, но и благодаря структурному изменению продуктовой корзины. Так, согласно исследованию компании GfK, потребление морепродуктов за последний год сократилосьна 24,9%, рыбы — на 13%, мясных деликатесов — на 8,2%. 

В таких условиях производители иногда идут на уловки, чтобы хоть как-то снизить цену и выиграть конкуренцию за покупателя.

Молочные продукты, сыр

После введения продовольственного эмбарго себестоимость производства в молочном секторе увеличилась на 30-40%, так как для него по-прежнему требуются импортные компоненты, а поголовье скота нельзя увеличить за короткое время.

Из-за повышения цен ожидаемо стали популярнее молокосодержащие продукты, в которых допускается использование заменителей молочных жиров на 50% и менее. «Такая категория более экономически привлекательна для ряда граждан, так как заменители молочных жиров дешевле натуральных в четыре-пять раз. Это касается прежде всего сырных продуктов и спредов (что-то типа маргарина — прим. „Медузы“)», — рассказал «Медузе» исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов.

Производство сырных продуктов по итогам 2015 года выросло более чем на 20%, однако далеко не всегда их изготовляли по регламентам. Производители, испытывающие проблемы из-за недостатка качественного сырого молока, все чаще использовали заменители молочных жиров сверх нормы, но не сообщали об этом на упаковках.

«Союзмолоко» на основании данных за январь—ноябрь 2015 года выявило дефицит молочных жиров для готовой продукции на уровне 9%. Аналогичный показатель в 2014 году не превышал 5%. 

Данные «Союзмолока» отчасти подтверждаются статистикой импорта: ввоз в Россию пальмового масла (его используют в качестве замены молочных жиров) вырос на 23,6% и составил почти 800 тысяч тонн. «Есть проблема с недобросовестными производителями, которые используют заменители молочных жиров, но не информируют об этом потребителя. С этой проблемой мы сейчас активно боремся, взаимодействуем с Госдумой, чтобы для таких производителей были значительно увеличены штрафы», — отметил Белов.

Сейчас штрафы за неинформирование покупателей составляют от 10 до 50 тысяч рублей. «Союзмолоко» настаивает на значительном увеличении взысканий. «В пределе это могут быть даже оборотные штрафы за систематичные нарушения подобного рода», — добавил Белов.

Сокрытие информации о заменителях молочных жиров — не единственная уловка. Как сообщили в обществе защиты прав потребителей «Росконтроль», иногда встречается занижение реального содержания жира в сливочном масле по сравнению с заявленным на упаковке (место определенной доли молочного жира занимает молочная плазма). Один сэкономленный процент жира за месяц работы предприятия в одну смену экономит хозяевам бизнеса около 245 тысяч рублей.

Кроме того, на упаковке спреда может быть яркая надпись «Деревенское» или «Крестьянское», сопровождаемая номером ГОСТа. Внешний вид такого брикета максимально приближен к сливочному маслу: производители рассчитывают на невнимательность покупателя, который не будет изучать оборотную сторону и не знает все номера ГОСТов (указан 52100-2003 — на спред, а ГОСТ на масло совсем другой — 32261-2013).

По словам главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, общая доля фальсификата на молочных полках составляет 11%, но по некоторым видам продуктов — например, по сметане и по сыру — достигает 50%.

Упаковка

Во время экономического кризиса предприятия нередко прибегают к даунсайзингу — уменьшению веса или объема продукта в упаковке без изменения цены. Такое уже наблюдалось в 2008 году, когда многие производители молока уменьшили объем бутылок с литра до 900 миллилитров. Сейчас сниженный объем можно встретить у ряда популярных марок — «Лианозовского», «Милавы», «Веселого молочника», «Домика в деревне», «Простоквашино».

Проявляют изобретательность и производители сметаны. Теперь в магазинах встречаются упаковки с выпуклым дном, которое позволяет сделать незаметным уменьшение фактического объема. 

По данным исследования Nielsen, почти четверть продаж пива в России сейчас приходится на уменьшенную упаковку — например, привычные бутылки и банки объемом 0,5 литра заменены на 0,48 л, а полуторалитровые — на 1,4 л. К этим мерам уже прибегли компании Heineken и «Балтика». 

Главная особенность даунсайзинга — в сохранении привычного внешнего вида упаковки, благодаря чему потребитель может даже не подозревать об уменьшении веса или объема продукта. Никакого нарушения закона здесь нет, потому что производитель честно указывает все параметры на этикетке.