04
октября
2016
Пресса о нас

Андрей Даниленко: «Цены на молочные продукты обречены на рост»

- Сегодня министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев в очередной раз заявил о дефиците молока в России, оценив его в 7 млн. тонн. Насколько серьезен этот объем?

- Речь идет о том, что мы не обеспечиваем себя полностью сырым молоком для полного производства молочной продукции на территории Российской Федерации. Но это компенсируется тем сырьем, что идет из Белоруссии и других государств, с которыми у нас нет торговых ограничений по импорту. Именно за счет импорта мы и закрываем этот торговый дефицит. Уточню, что по данным Минсельхоза, Россия производит порядка 30 млн. тонн молока, а еще 7 млн. мы завозим по импорту, тратя на эти цели суммы в 5-6 млрд. долларов.

- То есть, для потребителя этот дефицит не страшен и пустые молочные прилавки ему не грозят?

- Да, в России подобный дефицит всегда был и традиционно он закрывался за счет импорта, который на 80% шел из Белоруссии. На сегодняшний день эта ситуация никак не изменилась. Так что, ничего страшного действительно нет, но лично мне обидно: при существующих в нашей стране земельных ресурсах и природно-климатических условиях, российские аграрии могли бы производить в 4 раза больше молока, чем сегодня.

- И что же мешает?

- Должен быть соответствующий уровень господдержки. Дело в том, что молочное животноводство – очень инвестиционноемкая отрасль с длинным периодом старта. То есть, должен пройти длительный период, прежде чем инвестиции в нее начнут окупаться. Не все инвесторы к такому готовы. В той же Белоруссии данная проблема решается за счет масштабной господдержки, которая заключается, прежде всего, в дешевых кредитных ресурсах. У нас же такого рода поддержка осуществляется явно в недостаточных объемах.

- Тем не менее, отечественная молочная отрасль получает из госбюджета десятки миллиардов рублей, даже несмотря на экономический кризис…

- Сегодня общий размер всей господдержки нашей отрасли составляет 26 млрд. рублей в год. Но, во-первых, по расчетам нашего Союза, для развития отрасли требуются сумма в два раза больше. А во-вторых, налогов отрасль в год платит 200 млрд. рублей. Так что судите сами, достаточно нам существующей господдержки или нет.

- В последние недели все больше появляется информации о том, что до конца года молочная продукция будет дорожать. Кто-то из экспертов прогнозирует, что на 3-4%, кто-то – на 13-17%. Каков ваш прогноз?

- Удорожание неизбежно в силу ряда причин. Есть общие инфляционные процессы, которые подталкивают вверх конечную цену молочной продукции. Есть мировой рынок, на котором молочная продукция также дорожает в последнее время, и это не может не сказываться на внутренних ценах. Наконец, не стоит забывать, что летом в России была засуха, из-за которой не удалось заготовить корма в нужном количестве и объемах. Все это объективно сказывается на увеличении себестоимости молочной продукции. А вот насколько вырастет конечная цена – я предсказывать не берусь, поскольку у нас в стране имеет место падение покупательной способности населения. В этих условиях любой подъем цен приведет к снижению продаж. Так что сильно задирать цену продавцы молока при всем желании не смогут.

- Так вырастет или сократится потребление молочной продукции в России в ближайшей перспективе?

- В предыдущие 10 лет потребление молочной продукции на душу населения непрерывно росло. Как будет сейчас – зависит, в первую очередь, от того, начнут ли в принципе расти доходы населения. Считаю, что для этих целей было бы целесообразно ввести в России систему продовольственной помощи для малоимущих. Такая мера могла бы благоприятно сказаться на росте спроса на молочную продукцию – одну из самых ходовых на продовольственном рынке.