07
октября
2016
Пресса о нас

Союзмолоко: маркировка не избавит молочный рынок от фальсификата

Введение маркировки на молочных продуктах с содержанием пальмового масла не решит проблемы фальсификата. Как сообщил корреспонденту ТАСС председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко, сегодня производители уже обязаны писать, молочный ли внутри упаковки продукт или молокосодержащий с растительным жиром, однако штрафы за нарушение Техрегламента Таможенного союза слишком низки, а процедура привлечения нарушителей к ответственности сложная и затягивается на месяцы.
 

"Однозначно, существует проблема с фальсификатом молочной продукции, которая, конечно, беспокоит отрасль и потребителей. Но эта проблема, в первую очередь, в том, что недобросовестные производители не пишут честно на упаковке, какой продукт находится внутри. Идет просто обман потребителей. Имеющийся сегодня Технический регламент требует, чтобы на упаковке было четко указано, что продукт молочный или молокосодержащий, что он содержит растительные жиры", - считает Даниленко.

"Однако проблема состоит в том, что эти требования нарушаются, так как Кодекс об административных правонарушениях подразумевает очень низкие штрафы, а сама процедура привлечения к ответственности через суд очень сложна. Кроме того, у Роспотребназора сегодня очень ограниченные полномочия с точки зрения мгновенных проверок. Если мы хотим решить проблему, это надо делать через изменение и ужесточение штрафных санкций за эти нарушения", - добавил он.

По словам Даниленко, суть проблемы растительных жиров в том, что фактически недобросовестные производители заменяют один пищевой продукт на другой. Это не имеет последствий для здоровья потребителя, так как оба продукта безопасны. Именно поэтому штрафы за нарушения сегодня такие низкие.

"Можно как угодно менять упаковку, но, если правила не будут исполняться, смысла в этом нет. Ключевая задача - ужесточение штрафов. Можно ставить вопрос об увеличении шрифта, о том, чтобы маркировка была более четкой. Требования по сути уже есть, но они просто не исполняются", - уточнили Даниленко

Штрафы должны расти кратно

Поддерживает главу Союзмолока и генеральный директор воронежской компании "Молвест" Анатолий Лосев. На предприятии сегодня перерабатывают более 400 тысяч тонн молока в год, по этому показателю компания занимает третье место в России.

"Текущий уровень штрафов ничтожен - его надо повышать кратно. Например, штрафовать предприятия на 5-10 млн рублей, а руководителей - на 1-1,5 млн рублей". Впрочем, по мнению Лосева, новая инициатива может заставить уйти в "тень" тех производителей молочной продукции, которые добросовестно пишут, что внутри содержится пальмовое масло.

"Есть риск того, что те компании, которые сегодня честно указывают на упаковке, что тот или иной продукт произведен с использованием растительных ингредиентов, перестанут это делать. Потому что теперь их обяжут писать то же самое, только большими буквами, что, в свою очередь, может отпугнуть покупателей", - отметил гендиректор "Молвеста".

С ним солидарен и Сергей Гусейнов - гендиректор ведущего молочного завода Адыгеи "Гиагинский", на котором выпускается известный на российском рынке сыр под брендом "Адыгейский". "Мой скепсис объективен, поскольку технический регламент никто не отменял. Он действует уже ряд лет и обязывает производителя выпускать продукцию, соответствующую этому техрегламенту. Однако правила придерживаются далеко не все, поэтому на российском рынке очень много фальсификата", - подчеркнул Гусейнов.

Четкий и строгий контроль

В числе тех, кто убежден, что маркировка продукции из пальмового масла должна была появиться давно, - директор "Лабинского маслоэкстракционного завода" (сокращенно Лабинский МЭЗ), одного из крупнейших предприятий отрасли в РФ, Иван Артеменко.

"Мы давно должны были навести порядок в этом вопросе. Масложировое и молочное сообщество России возмущено тем, сколько у нас импортируется пальмового масла из-за рубежа. И сыры делают из пальмового масла, и мороженое, и "кондитерку", даже детское питание из него. Подсовывают (некоторые производители) людям вместо живого молока заменитель молочного жира", - сказал Артеменко.

В свою очередь, в Минсельхозе Чувашии считают, что маркировка молочных продуктов с содержанием пальмового масла увеличит спрос на чистую молочную продукцию. "Если маркировка будет на таких продуктах, то добропорядочным производителям молока это обязательно поможет, это увеличит спрос на качественные молочные продукты. Никто же не будет покупать товар с содержанием непонятных веществ, а купит настоящее молоко", - сообщил ТАСС замминистра сельского хозяйства Чувашии Мансур Калмыков.

Он отметил, что необходимо будет постоянно следить за соблюдением данного регламента сомнительными производителями. "Нужен пристальный контроль к таким непорядочным производителям, которые добавляют пальмовое масло, важно, чтобы они соблюдали эти правила. А то знаете, как бывает: они на анализ сдают чистое молоко, а потом производят с добавлением пальмового масла, еще не каждая проверка это установит", - добавил собеседник.

По мнению директора по качеству ГК "АгроПромкомплектация" (Тверская область) Елены Поташевой, нововведение позволит честным производителям подтвердить имя добросовестного производителя, тем же, кто применял пальмовое масло и маскировал это, придется выходить на "чистую воду".

Фантомам в отрасли не место

Бороться с фальсификатом в Белгородской области самостоятельно начали в 2015 году. За полгода властям удалось обнаружить 35 тонн фальсификата, из которой только молочной - 26,5 тонн. За это время оштрафовать недобросовестных производителей удалось всего дважды - на сумму более 400 тыс. рублей. По мнению начальника управления по развитию потребительского рынка Белгородской области Владимира Зубова, инициатива Минсельхоза, несомненно, даст результат, однако за введением маркировки должны последовать и изменения законодательства в плане ответственности.

"Если предприятие поймали, что оно использует пальмовое масло, но не маркирует специальным знаком, о котором и идет речь, то должны быть и дальнейшие действия, например, отзыв сертификата качества, наложение запрета на реализацию продукции. Просто же выявление ничего не даст", - уточнил Зубов.

Однако, по его словам, есть и еще одна проблема, которую введение маркировки не решит. Это предприятия-фантомы, которых фактически не существует, но при этом их продукция остается на рынке.

"Фактически предприятий нет, а продукция их находится в обороте, причем с упаковкой и этикеткой производителя, которого по факту уже не существует. Для такого контингента новая мера будет абсолютно бесполезна. С ними можно бороться лишь репрессивными мерами с помощью штрафов", - сказал начальник регионального управления по развитию потребительского рынка.

В 2015 году Роспотребназор нашел в стране 24 предприятия-фантома, которых по указанным на этикетке адресам не существует. Как сообщила на совещании в Белгороде руководитель ведомства Анна Попова, именно с этих предприятий поступает львиная доля фальсификата. Только благодаря белгородским специалистам в России выявлены пять заводов- фантомов, в том числе два предприятия, которые существуют, но не производят обнаруженную фальсифицированную продукцию, трех предприятий не существует вовсе.

Маркировка дискредитирует

В группе компаний "Эфко", которая, в частности, осуществляет ввоз пальмового масла из-за рубежа, убеждены, что маркировка продуктов, содержащих пальмовое масло, предложенная Минсельхозом РФ, выглядит дискредитацией всей категории молокосодержащих товаров.

"Потребителя необходимо информировать о составе продукта, но в том виде, в котором сегодня предлагает это Минсельхоз - с полным составом в черной рамочке - это выглядит дискредитацией всей категории молокосодержащих продуктов, которые при этом имеют более сбалансированный жирнокислотный состав и полезны для здоровья", - уточнили в холдинге.

В "Эфко" также добавили, что с недавних пор пальмовое масло стало именем нарицательным в деле борьбы с фальсификатом в молочной отрасли. "Пальмовое масло в этой истории стало именем нарицательным, притом что точка в этом вопросе была поставлена во время прямой линии с президентом, когда он высказал свою позицию: вреда для здоровья пальмовое масло не приносит и все страшилки вокруг него - это перебор", - отметили в компании.

Право выбирать

В любом случае, убеждены производители, окончательное решение остается за потребителем, который и голосует рублем. И не факт, что с появлением маркировки о наличии в продукте пальмового масла выбор будет сделан в пользу натурального продукта, считает гендиректор саратовской компании "Племзавод "Мелиоратор" Николай Доровской.

"Проблема не столько в надписях на упаковке либо их отсутствии, сколько в голове у потребителя: у нас народ психологически пока не достиг уровня восприятия натурального продукта. Наши люди больше смотрят на цены и раскрученность брендов, нежели на состав или срок годности, по которому, в частности, легко вычислить натуральную "молочку" - она хранится очень ограниченное время, - отмечает Доровской. - Вот ввели понятия "сырный продукт", "сметанный продукт", "творожный продукт", "спред" - так ведь таких "продуктов" от этого меньше брать не стали. Хотя по факту это не сыр, не масло, не творог и не сметана - покупают, едят".

Маркировка молочных продуктов, содержащих пальмовое масло, начнется в России с 1 января 2017 года, сообщил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, выступая на форуме "Агробизнес" в рамках "Золотой осени". Таким образом покупатель будет информирован об этом аспекте и сможет сам решить, готов ли он приобретать молочную продукцию, содержащую пальмовое масло, отметил министр.

По итогам 2015 года импорт в РФ пальмового масла составил почти 900 тыс. тонн на сумму $640 млн, что на четверть больше, чем в 2014 году. Пальмовое масло часто используют производители молочных продуктов и кондитеры с целью удешевления продукции.