Зачем вводить новые маркировки молока?
До конца февраля в России проходит эксперимент по маркировке готовой молочной продукции «честный знак».
Маркировками на товарах законодатели утомили уже и потребителей, и продавцов. А эксперты сходятся во мнении: эти новшества только увеличивают цену товара, но не защищают нас от подделок.
Артём Белов, гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко»): Если в России введут маркировку молочной продукции, то мелкие и средние предприятия по производству молочки обанкротятся. С 1 июня маркировка молочных продуктов «Честный ЗНАК», которая содержит информацию о товаре, месте и времени его производства и пр., должна была стать обязательной. Задумывали её для борьбы с контрафактом. Но в молочной отрасли контрафакт составляет менее 0,01% от всего объёма товара. Так ради чего городить огород?
В нескольких десятках компаний этот эксперимент провели. Его результаты показали: готовность системы – на неудовлетворительном уровне. А ряд предприятий честно заявили: если им придётся вводить маркировку, они окажутся на грани банкротства. Ведь стоимость одной линии оборудования (всего их на обычном заводе может быть от 10 до 20), – от 4 до 10 млн руб. Всего же в первый год внедрения системы производители потратят 60 млрд руб., а в последующие – 35 млрд. А оплатят все эти расходы потребители! Согласно исследованиям Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ, рост цены в среднем может составить 6%. Что полезного получит потребитель за эти деньги? Ничего! Вся информация, которую должна содержать маркировка, и так уже нанесена на упаковку. А прослеживаемость процесса обеспечена автоматизированной информационной системой «Меркурий».
В развитых странах система маркировки QR-кодами действует в отношении часто подделываемых изделий (например, люксовых сумок или шуб) и подакцизных товаров (сигареты и алкоголь). Когда в Европе такая система внедрялась в табачной сфере, рынок табака там действительно серьёзно «обелился». Но нигде в мире на продовольственные товары её не вводят. Потому что она бессмысленна. Сколько QR-кодов ты на упаковку ни налепи, они не остановят тех, кто разводит сметану или молоко пальмовым маслом. А вот по кошелькам покупателей в очередной раз это ударит.