03
марта
2020
Пресса о нас

Валентина Матвиенко призвала правительство не доводить до маразма маркировку продукции

С 1 марта в России началась обязательная маркировка обуви, которая по замыслу правительства должна сократить количество контрафактной продукции. По некоторым данным, половина обуви в РФ – нелегальная.

Минпромторг собирался запустить маркировку обуви еще в конце 2017 года, но процесс затормозился, не раз переносился (см. «НГ» от 23.06.17). В соответствии с перечнем товаров, подлежащих обязательной маркировке, принятым правительством в апреле 2018 года, обязательную маркировку обуви назначили с 1 июля 2019 года. И вот теперь – новая дата.

Суть процесса заключается в том, что либо на саму обувь, либо на потребительскую упаковку или даже товарный ярлык обувных товаров будет наноситься специальная метка Data Matrix, с помощью которой покупатель узнает о своих новых кедах, сапогах или лабутенах буквально все.

Как обещают на сайте оператора системы, Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), потребитель с помощью подобных меток узнает место и дату производства продукции, срок ее годности, дату продажи. Достаточно навести на метку, получившую название «Честный знак», свой смартфон со специальным приложением.

«Честный знак» – это так называемая облачная система, кроме розничных покупателей ее данными могут пользоваться ФНС, Минпромторг, контролирующие органы. Они также смогут отслеживать, где продукцию произвели, а где и когда продали конечному потребителю.

В ЦРПТ сообщили, что в системе уже работает 41 тыс. компаний, выдано больше 1,35 млрд кодов, а в процессе тестового использования уже продали более 1 млн промаркированных пар обуви.

Чехарда со сроками введения маркировки наблюдается и по другим товарам. После резких возражений участников рынка молочной продукции в очередной раз перенесена маркировка ряженки, творога, сыра и тому подобного. Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») оценил в 25 млрд руб. единовременные инвестиции участников рынка на внедрение системы маркировки, притом что они еще вынуждены будут нести ежегодные затраты в размере около 20 млрд. В январе Минпромторг предложил продлить срок проведения эксперимента по маркировке молочной продукции до конца мая 2020 года.

Хотя кондитерских изделий пока нет в перечне маркируемых товаров (в утвержденном перечне кроме обуви – меха, некоторая одежда, табак, лекарства, автомобили и шины к ним), намерение правительства к 2024 году замаркировать почти все вызывает тревогу у бизнесменов.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что требования о маркировке продукции должны быть разумными, не создающими дополнительной нагрузки на бизнес для граждан.

«Сейчас идет тенденция на расширение маркировки товаров. Дело хорошее», – сказала спикер в пятницу на встрече руководства верхней палаты с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Глава кабинета, кстати, явный сторонник цифровизации, и маркировка ему по душе. По крайней мере на заседании межправсовета ЕАЭС в расширенном составе он призвал страны Евразийского экономического союза присоединиться к инициативе РФ по маркировке товаров.

Матвиенко, однако, предложила «не увлекаться» этим процессом. Она пояснила, что к ней обратились представители Ассоциации кондитеров, которые пожаловались, что по новым требованиям им придется маркировать «каждую шоколадку, каждую конфету, так может дойти до маразма».

Заниматься маркировкой товаров в целях защиты от контрафакта нужно в разумных пределах, так как это отражается на цене продукции, считает Матвиенко. По ее словам, маркировка важна для некоторых отраслей, например для противодействия контрафактному производству бутилированной воды, но в других сферах необходимо действовать разумно, подчеркнула Матвиенко. «В сфере кондитерского производства контрафакта практически нет. А маркировка – это нагрузка на бизнес, и это отразится в цене для наших граждан», – сказала спикер.

В соответствии с постановлением правительства каждая марка может стоить не более 50 коп. В стоимости, например, автомобильной шины за 3 тыс. руб., вероятно, не такая заметная сумма. Многие россияне с низкими доходами приобретают очень дешевую импортную обувь за 500 руб., и в ней стоимость марки уже более заметна. А в упаковке лекарства за 100 руб. – тем более.

Как заявил «НГ» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, эксперимент по маркировке обуви стартовал летом 2018 года, и у отрасли было достаточно времени подготовиться к работе в системе.

«Мы фиксируем рост количества заказов кодов маркировки для обувной отрасли за последний месяц, что говорит о готовности к работе и активном участии бизнеса в проекте», – сказал он.

Причем маркировка обувных остатков, выпущенных или импортированных до 1 марта, разрешается до 1 мая. А до 1 марта 2020 года ЦРПТ выдавал коды на безвозмездной основе.

«На рынке существует огромное количество остатков, особенно у малого бизнеса, – поясняла генеральный директор национального обувного союза Наталья Демидова. – Бесплатная маркировка остатков окажет положительный эффект на обувной рынок».

По ее словам, ожидание обязательной маркировки обуви с 1 июля 2019 года вызвало взрывной рост нелегальной розницы. Если до начала работы по маркировке союз оценивал нелегальный рынок обуви в 35–40%, то после прошлогоднего фальстарта показатель перевалил за 60%. При этом Роспотребнадзор считает ситуацию на рынке обуви вполне благоприятной. Во время проверок в январе–сентябре 2019 года инспекторы изъяли из оборота 6,1% пар. Самые распространенные нарушения – использование опасных тканей и подделки мировых брендов.

«Имитация брендовой продукции по низким ценам притягательна для многих потребителей. Хотя платежеспособный спрос остается низким, такие товары пользуются высоким спросом», – говорил исполнительный директор «Союзлегпрома» Игорь Ульянов.

По словам Евтухова, ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированной обуви допускаются до 1 июля 2020 года. А не реализованные до 1 июля остатки должны быть промаркированы до 1 сентября 2020 года. «Мы фиксируем рост количества заказов кодов маркировки для обувной отрасли за последний месяц, что говорит о готовности к работе и активном участии бизнеса в проекте.

Минпромторг России призывает компании не откладывать начало работы в системе до последнего дня, не дожидаться 1 июля и уже сейчас активно готовиться к внедрению маркировки в отрасли», – сказал Евтухов.