21
апреля
2021
Пресса о нас

Сыр округляет доли

Опережающий рост выпуска сыров крупными компаниями усиливает консолидацию рынка: 20 игроков уже контролируют около 70% производства. В следующие пять лет показатель может достичь 90%. Но участники рынка видят риски снижения спроса из-за падения доходов потребителей и роста цен на продукцию.

По итогам 2020 года 20 крупнейших производителей твердых и полутвердых сыров увеличили производство на 8%, до 258 тыс. тонн, заняв около 70% рынка российских сыров. Это следует из рейтинга Национального союза производителей молока («Союзмолоко») и Streda Consulting. Для сравнения: общий объем производства сыров рос примерно на 4%, до 565 тыс. тонн. Первое место рейтинга заняла ГК «Фудлэнд» (бренды VardeVaal, Excelsior и др.) c объемом в 26,4 тыс. тонн, второе — «Вимм-Билль-Данн» (входит в PepsiCo; марка «Ламбер») — 24,7 тыс. тонн, третье — Юговский комбинат молочных продуктов (ЮКМП) — 23,4 тыс. тонн.
        
Опережающий рост выпуска сыров крупными компаниями усиливает консолидацию рынка: 20 игроков уже контролируют около 70% производства. В следующие пять лет показатель может достичь 90%. Но участники рынка видят риски снижения спроса из-за падения доходов потребителей и роста цен на продукцию.

По итогам 2020 года 20 крупнейших производителей твердых и полутвердых сыров увеличили производство на 8%, до 258 тыс. тонн, заняв около 70% рынка российских сыров. Это следует из рейтинга Национального союза производителей молока («Союзмолоко») и Streda Consulting. Для сравнения: общий объем производства сыров рос примерно на 4%, до 565 тыс. тонн. Первое место рейтинга заняла ГК «Фудлэнд» (бренды VardeVaal, Excelsior и др.) c объемом в 26,4 тыс. тонн, второе — «Вимм-Билль-Данн» (входит в PepsiCo; марка «Ламбер») — 24,7 тыс. тонн, третье — Юговский комбинат молочных продуктов (ЮКМП) — 23,4 тыс. тонн.

Гендиректор ГК «Фудлэнд» Максим Поляков объясняет рост производства ограничениями в связи с пандемией. По его словам, из-за закрытых границ потребители проводили больше времени в России, а ресторанный бизнес после восстановления работы активно возобновил закупки. В 2021 году группа планирует увеличить производство до 32 тыс. тонн, добавил господин Поляков. В PepsiCo также говорят о росте спроса на продукты питания на фоне пандемии, добавляя, что часть потребителей могли рассматривать сыры как здоровый источник белка. В ЮКМП “Ъ” не ответили.

По словам гендиректора Streda Consulting Алексея Груздева, крупнейшие производители в течение трех-пяти лет планируют дополнительно вывести на рынок почти 150 тыс. тонн сыров, что позволит им довести свою долю до 90%, а остальное останется за региональными игроками и ремесленными сыроварнями.

На импорт в твердых сырах в России приходится около 40% потребления. Господин Груздев сомневается, что это соотношение существенно изменится. По его словам, сегодня 90% поставок обеспечивает Белоруссия, которая уже прошла стадию активной модернизации и продолжает постепенно наращивать объемы.

Так, в 2016–2017 годах французская Savencia Fromage & Dairy получила контроль над Белебеевским молочным комбинатом в Башкирии, а немецкая DMK — над Бобровским сыродельным заводом в Воронежской области. В 2020 году Savencia стала шестым производителем сыров в РФ, выпустив 14 тыс. тонн, DMK — десятую строчку с 11 тыс. тонн.
 

Председатель совета директоров ГК «Кабош» (в 2020 году выпустила 6 тыс. тонн сыров, заняв 19-е место) Дмитрий Матвеев добавляет, что для M&A важно наличие профильного стратегического инвестора, который может привнести дополнительную ценность в бизнес, а сейчас таких игроков на рынке нет. Ускорить консолидацию может и введение системы цифровой маркировки: дополнительные инвестиции могут оказаться неподъемными для небольших компаний, что в итоге сыграет в пользу крупных игроков, добавляет Алексей Груздев.

Сегодня в стране потребляется около 4–5 кг твердых и полутвердых сыров на человека в год при европейском уровне потребления в 15 кг на человека в год, отмечает он.

Заместитель директора по торговле Агрокомплекса им. Н. И. Ткачева (в 2020 году выпустил 7,8 тыс. тонн сыров, заняв 17-е место рейтинга) Владимир Ямщиков добавляет, что негативно на спрос влияет снижение благосостояния потребителей. «Цена — это чувствительный вопрос, мы видим, насколько покупатели реагируют на промо и скидки»,— рассказывает он. При этом, по словам топ-менеджера, рост цен в категории неизбежен, так как дорожают сырье, упаковка и логистика. В Агрокомплексе им. Н. И. Ткачева говорят, что стараются корректировать цены без ущерба для спроса.