17
марта
2023
Пресса о нас

Какие молочные продукты из России наиболее перспективны для экспорта

Созданные на Урале перерабатывающие мощности рассчитаны на такие объемы молока, какие не в состоянии предоставить местные поставщики сырья. Но гендиректор Национального союза производителей молока, участник общественного совета при Минсельхозе РФ Артем Белов считает, что этот дисбаланс устраним.
 

- В растениеводство инвесторы начали массово приходить еще в начале нулевых годов, потом настала очередь птицеводства, свиноводства как более скороспелых сегментов отрасли, способных обеспечить сравнительно быструю отдачу. Молочное же направление приобрело неплохую динамику развития лишь 8-10 лет назад, - отмечает Артем Белов. - Этому способствовали резкое ослабление рубля в 2014-м и уход с рынка ряда иностранных компаний. Заработал также серьезный механизм господдержки.

В итоге производство товарного молока в стране в последние годы устойчиво растет - в среднем на три процента, или 600-800 тысяч тонн в год. При этом импорт сократился примерно на треть, более того, в 2020-2021 годах произошел взрывной, примерно на 20 процентов, прирост экспорта. Сегодня экспортируется каждый 25-й литр молока, произведенного в России.

Производство подстегивал внешний спрос?

Артем Белов: 
Отчасти, ведь ситуация с внутренним спросом оставляет желать лучшего. Молоко принадлежит к категории социально значимых товаров, продажи которых чувствительны к доходам населения, а те не демонстрировали заметного роста. Последние восемь лет россияне стабильно употребляют около 240 килограммов молока и молокопродуктов на душу населения в год. Потенциал роста производства еще большой: перевооружение, модернизация способствовали укреплению отрасли. Даже 2022 год выдался на удивление неплохим, несмотря на санкции, скачки валют, макроэкономическую турбулентность.

 

При этом мы должны понимать, что стагнация внутреннего спроса, риски дальнейших ограничений, трудности с реализацией новых проектов, поставкой оборудования, зависимость от иностранного генетического и семенного материала никуда не делись. Поэтому будущее отрасли зависит от того, как будем преодолевать эти трудности. Приоритетом остается замещение импорта. Уровень самообеспеченности молоком и молокопродуктами сегодня на уровне 85 процентов. В последние годы мы поднялись на 10 процентных пунктов, но цель - дойти до 90 процентов, и это с учетом взятого темпа можно сделать в течение 3-4 лет.

Экспортные перспективы помогут раскрыться потенциалу молочной отрасли?

Артем Белов: Не так давно Всемирная продовольственная организация выпустила прогноз динамики глобальных рынков до 2030 года. Молоко в нем на первом месте: аналитики утверждают, что ежегодно мировое потребление будет прирастать в объеме, сопоставимом с рынком России. При этом список ведущих поставщиков давно не меняется: 80 процентов мировой торговли обеспечивают Новая Зеландия, Евросоюз, США, Уругвай и Аргентина. В четырех из этих регионов в ближайшее десятилетие, скорее всего, прироста не будет в силу ряда причин - ограниченности ресурсов, собственной климатической повестки и т. д. Это действительно освобождает нишу для российских экспортеров, но ведь важно ситуацией вовремя воспользоваться.

 

Какие молокопродукты наиболее перспективны для экспорта?

Артем Белов: Отгружается за рубеж, конечно, не сырое молоко, а готовая продукция, на которую приходится 80 процентов мировой торговли в молочном сегменте. Это биржевые товары: сухое молоко, сыворотка, сливочное масло, сыр чеддер и сыр для пиццы. Для стимулирования подобных поставок в России созданы новые инструменты, выдаются льготные инвестиционные кредиты. С прошлого года запущен механизм капекса по экспортно ориентированным проектам.

Многих аграриев, правда, смущала необходимость выбора: в 2021-м Минсельхоз РФ предлагал альтернативу - либо получаете льготный кредит, либо капексы. Но с прошлого года можно и то, и другое. Пугала сельхозпроизводителей и волатильность рынка. Но, если смотреть в перспективу 8-10 лет, нужно признать: мы входим в продолжительный период повышательного тренда. Он будет стимулировать экспортеров, создавая им новые возможности.

Как это может повлиять на стратегии развития?

Артем Белов: Приоритетом останется наращивание производства и консолидация ферм. Минсельхоз РФ представил очень интересную аналитику по этой теме. Хозяйства с поголовьем скота более тысячи в нынешней ситуации имеют доходность около 25 процентов. У тех же, кто содержит до 200 голов, рентабельность падает сразу втрое. Значит, масштаб имеет ключевое значение: комплексы на 500 и 3500 коров обслуживает примерно одинаковое количество работников, а финансовые результаты значительно разнятся. Перед средними и небольшими фермами в первую очередь стоит поколенческая проблема: дети не всегда хотят продолжать дело родителей. Это тоже подталкивает к индустриализации аграрного бизнеса. И производство молока будет сохраняться и даже расти при общем снижении поголовья скота, количества профильных хозяйств и семей, которые держат коров на подворье.

Предстоит также устранять нашу зависимость от западных средств производства. Что до недавнего времени подталкивало отрасль к росту? Частная инициатива, дешевые деньги, доступность лучших технологий. Теперь с последним сложнее. Выпуск какого-то оборудования необходимо локализовать у себя или договориться с альтернативными поставщиками. Но это небыстрый процесс, и, пока он не налажен, важно заняться повышением эффективности производства. Это вопрос конкурентоспособности, реализации экспортных шансов.

Какова эффективность господдержки молочного сектора?

Артем Белов: За последние 3-4 года объем помощи вырос в полтора раза. Кроме того, сами инструменты постоянно совершенствуются: проиндексирована стоимость ското-мест при расчете капексов, прорабатывается механизм увеличения стимулирующей субсидии для регионов, дополнительной поддержки небольшим и средним хозяйствам, чтобы модернизировать объекты животноводства без проведения государственной экспертизы. Но положение не везде равнозначное. На Урале, к примеру, и сегодня очевиден дефицит молока. В причинах нужно разбираться: почему недостаточно строят крупных животноводческих объектов при весомой господдержке и хороших ценах на продукцию?

Какова вообще динамика на Урале?

Артем Белов: Есть очень активные игроки в переработке. Это челябинская компания "Росмол", один из ведущих российских производителей, чья продукция в стране хорошо известна. В Свердловской области также сконцентрированы серьезные мощности - Ирбитский молокозавод, компания "Молочный Кит", о которой знают за пределами региона. Но ключевая проблема - сырье. Тут ситуация не так позитивна, как в некоторых других российских субъектах, поэтому и нужны инвесторы, готовые вкладываться в строительство крупных комплексов по производству сырого молока.

 

Почему Урал не дотягивает до уровня самообеспеченности?

Артем Белов: Причины разные. Когда инвесторы выбирают, где им работать, ориентируются на сумму доступных преференций, и нужно учиться мотивировать их. Даже если с этим все хорошо на региональном уровне, на местах не всегда понимают, как привлекать крупный бизнес к развитию территорий. Производители хотят, чтобы в дополнение к федеральной поддержке они могли воспользоваться весомым пакетом местных льгот. Для них важен диалог с властями, уверенность в том, что в любой ситуации будут услышаны.

Еще необходимо наличие свободных территорий. Чтобы содержать одну корову, нужно два гектара земли. Если строить относительно небольшую ферму на тысячу голов, потребуется уже две тысячи гектаров, а к типовому комплексу на 3600 голов должен прилагаться участок размером около 10 тысяч гектаров, и где-то это тоже может стать проблемой.

Но я уверен: мы сейчас недооцениваем потенциал региона, и отчасти поэтому еще не задействовали на полную мощь стимулирующие меры, хотя уральский рынок очень привлекателен. Здесь в радиусе тысячи километров находятся сразу несколько миллионников - Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Уфа. Это большое население, хорошие объемы потребления.

Вкладываются в отрасль, как правило, местные инвесторы или роль сторонних предпринимателей тоже не стоит недооценивать?

Артем Белов: Костяк обычно составляют региональные инвесторы. У них свои амбиции, позволяющие расширяться, укрупнять хозяйства.

Что посоветовали бы местным властям, какие меры способствуют росту частных вложений?

Артем Белов: Бизнес в растениеводстве сезонный, а молочный - каждодневный, им нужно управлять постоянно. Корове ведь не скажешь: на новогодних каникулах не доимся. В молочном животноводстве не извлечь также и быстрой прибыли. Птица растет около 40 дней, свинья - 180. А если вы начали строить современную ферму, молоко получите только через три года, а окупиться вложения могут через 10 и более лет. Кроме того, требуется очень большой объем инвестиций на единицу произведенного продукта. Поэтому и расширяются меры поддержки от государства, которое хочет сократить сроки окупаемости.

В ту же сторону нужно двигаться и регионам, увеличивая свое софинансирование. В Башкирии, например, помимо 25 процентов возмещений из федеральной казны очень значительна доля регионального участия. В результате инвесторам компенсируют до 40 процентов затрат, а это совсем другая экономика и окупаемость проекта. Сельскому хозяйству во всем мире оказывают поддержку, и чем она существеннее, тем проще региону конкурировать с другими.