10
апреля
2023
Пресса о нас

Выпуск и продажи десертной молочной продукции в Самарской области просели

В 2022 году производство йогуртов в Самарской области сократилось на 24%.

Масштаб коррекции вписывается в федеральный тренд и несколько превышает его: по России в целом падение составило 16%. Благодаря росту цен региональным молокозаводам удалось удержать практически на прежнем уровне доходы от производства йогуртов, оценивающиеся в сумму около 4,5 млрд рублей.

Сведения о масштабах сокращения регионального йогуртового рынка раскрыл Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»). Директор по связям с общественностью и государственными органами «Союзмолока» Мария Жебит пояснила, что «производство йогуртов в Самарской области в 2022 г. составило около 16-17 тыс. т, это примерно на 24% ниже уровня предшествующего года, при этом в целом по России снижение составило 16%».

Это можно считать следствием глобальной трансформации российского молочного рынка. По данным новостного портала Milknews, в 2022 году потребление йогурта населением России упало на 15,3%, а его запасы на складах производителей снизились на 25%. Колебания на йогуртовом рынке явно выглядят аномальными, ранее таковых не наблюдалось. Согласно Milknews, в 2019 году потребление йогуртов составляло 835 тыс. тонн, в 2020 году — 815 тыс. тонн, в 2021 году — 829 тыс. тонн.

Эксперты объясняют падение продаж йогуртов переориентированием потребителей на более дешевую продукцию. По мнению Марии Жебит, «тенденции в потреблении молочной продукции в 2022 г. смещались в сторону более доступных категорий под влиянием снижения доходов населения на фоне роста цен и повышенных темпов инфляции. В подобных условиях произошло ослабление спроса на йогурты и творожки. В то же время рос спрос на традиционные категории молочных продуктов. Наиболее выраженной стала тенденция замещения в рационе йогуртов и сметаны, а также творога более доступным питьевым молоком».

Йогуртовый рынок сократился лишь в натуральном объеме. Благодаря росту цен, по данным «Союзмолока», в денежном выражении емкость рынка ложковых йогуртов вообще не изменилась, а питьевых — упала только на 1%.

К декабрю 2022 года по сравнению с аналогичным показателем 2021 года в Самарской области йогурт подорожал на 16,6%. По данным Росстата, в начале 2023 года цена килограмма йогурта в регионе составляла 264,93 рубля, или 33,12 рубля за порцию 125 г. В феврале 2023 года она выросла до 270,49 рубля. В это же время в стране этот показатель составлял 281,12 рубля за кг.

Исходя из объемов производства региональных предприятий и средних цен, можно подсчитать, что молокозаводы в Самарской области выпустили йогуртовой продукции на 4,5 млрд рублей.

В Самарской области производством йогуртов занимается ряд крупных предприятий. Лидер рынка — самарский завод французского холдинга Danone. Серьезные позиции занимает холдинг «Дамол» (бренды «Пестравка» и «Домашкино»). В губернии группа контролирует Пестравский молокозавод. Йогурты выпускает ООО «Дружба», входящее в состав «Терра Нова групп». Компания выпускает продукцию под брендом «Продукты из Орловки». На йогуртовом рынке работают также группа «Красноярское молоко» (бренд «Красава») и АО «ТольяттиМолоко», выпускающее продукцию под одноименным брендом.

«По нашим оценкам, рынок йогуртов вернется к росту с увеличением доходов населения, а также с возвращением рекламной поддержки крупных брендов. На первое мы влиять не можем — в отличие от второго. Делать какие-то прогнозы сейчас преждевременно», — заявили «СО» в пресс-службе Danone. Там также отметили, что рынок потребления молочной продукции в Самарской области кардинально не отличается от ситуации в России в целом. Пресс-секретарь АМП «Дамол» Лилия Абдуллина пояснила, что «в последнее время жители Поволжья и в целом России все чаще стараются покупать более дешевые продукты либо товары, реализуемые по акционным ценам». «Нельзя сказать, что потребители стали резко отказываться от современных молочных продуктов — йогуртов, молочных десертов, функциональных напитков — в пользу традиционных классических. Спрос есть и на то, и на другое. Первую группу продуктов по-прежнему выбирают люди помоложе, классику предпочитает более старшее поколение», — поясняет Абдуллина.

Воронка затянула и десерты

 
Йогурты оказались не единственным видом молочной продукции, потребление которых заметно сократилось. Согласно статическим данным «Союзмолока», в России в 2022 году резко упало потребление творога (на 7,4%), мороженого (минус 6,4%), кефира (на 5,4%), сметаны (на 3,9%), маргарина и спредов (на 2,7%).

При этом наблюдался рост потребления сливочного масла (+2,7%), сырных продуктов (+2,5%), сливок (+1,8%), питьевого молока (+1,5%).

Самые масштабные колебания на российском рынке фиксировались в сегменте современной десертной продукции. По информации «Союзмолока», в прошлом году на 24% сократились продажи молока с соком, на 19% — творожных десертов, на 18% — ложковых йогуртов и на 17% — молочных десертов. Среди традиционных продуктов максимальное падение наблюдалось у ряженки (11%).



В отличие от йогурта резкого уменьшения потребления молока населением Самарской области в 2022 году не произошло. Исходя из выкладок «Союзмолока», в регионе этот показатель упал только на 0,7%. В 2022 году всего было произведено 453,2 тыс. тонн молока. Мария Жебит сообщает, что в Самарской области среднедушевое потребление молочной продукции превышает аналогичный общероссийский показатель.

— Ирина Иванова