Продовольственное округление. Производителей призвали не лукавить с весом товаров
С недобросовестной практикой сталкивается большинство покупателей: на многих традиционно литровых пакетах молока мелким шрифтом указан реальный объем — только 970, 950 или даже 920 мл, масло расфасовывается по 180 г, сахар или крупа — по 900 г и так далее. Пресечь такой, по сути, обман призваны утвержденные Росстандартом поправки к межгосударственному стандарту (ГОСТу), уже получившие неофициальное название «закон о десятке яиц».
Сколько вешать в граммах
Новые требования к фасовке затрагивают ряд продовольственных товаров, признанных социально значимыми (в том числе сливочное и подсолнечное масло, питьевое молоко, сахар-песок, соль, черный чай, пшеничную муку, рис, пшено, гречку и вермишель), а также алкогольные напитки. В частности, молоко должно разливаться в пакеты или бутылки объемом исключительно 200, 250, 500, 1000 или 2000 мл, подсолнечное масло — 500, 1000 или 3000 мл, сливочное — продаваться в упаковках по 100, 200, 250 и 500 г. Самый широкий выбор установлен для водки и других спиртных напитков: кроме традиционных «стаканов» и «поллитровок», допускается использовать аж два десятка объемов от 20 мл до 5 л, тогда как некоторые вина (с так называемыми географическими брендами — Arbois, L’Etoile и ряд других) предписывается разливать исключительно в бутылки по 620 мл.
Принятие этих поправок инициировал Генеральный прокурор России Игорь Краснов: «Практика прокурорского надзора свидетельствует, что нередко производители сокращают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случаев и увеличивая их отпускную стоимость. Подобные манипуляции вводят в заблуждение потребителей», — отмечается в сообщении надзорного ведомства.
Однако большинство производителей вправе абсолютно легально игнорировать вступивший в силу 25 октября норматив. По закону обязательными для всех участников рынка являются только технические регламенты. Они утверждаются Комиссией Таможенного союза, а любое несоблюдение карается 300-тысячным административным штрафом. Тогда как стандарты, в том числе ГОСТы и технические условия (ТУ), относятся к документам добровольного применения: соблюдать их должны только компании, декларировавшие их исполнение, то есть указывающие на упаковке или в рекламе применение ГОСТ 8.579-2019.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов убежден, что предложение Генпрокуратуры не решает проблемы. «Бо́льшая часть продукции в России выпускается не по ГОСТам, а по техническим условиям, которые разрабатываются самим производителем», — отмечает Анатолий Голов.
Недолив и недовес
Проведенный журналистом «НП» экспресс-мониторинг подтверждает использование лукавого подхода многими, в том числе крупнейшими производителями. Например, компания «Ангстрем» расфасовывает гречку в пачки по 700 г, «Русагро» сахар — по 900 г, молоко под маркой «О'Кей» разливается в пакеты по 925 мл, «Домик в деревне» — 930 мл, «Пискаревский» — 980 мл, «Большая кружка» — 980 и 1980 мл. На них красуются слова «ГОСТ», но — совсем другие. Упаковки «некруглого» объема применяют «Ашан» (под собственными торговыми марками продается молоко по 970 мл и подсолнечное масло по 650 мл, гречка — по 800 г), «Националь» (гречка 900 г), «Лебедянмолоко», «Простоквашино» и «Авида» (молоко 900, 930 и 970 мл соответственно), «Лента» (сахар по 900 г) и многие другие.
В Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) полагают, что при принятии решения о фиксированных объемах фасовки нужно учитывать технологические, финансовые и временные затраты производителей на внедрение изменений. «Для бизнеса необходимо закрепить длительные переходные периоды на замену или модификацию производственных линий, выработку упаковки, ее замену, получение разрешительной документации на новую продукцию, согласование новых товарных позиций с ретейлом и другие бизнес-процессы», — пояснила заместитель директора Союзмолоко Мария Жебит.
Саму идею единого стандарта фасовки товаров заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин считает «безумным ограничением свободы предпринимательства». «А если я хочу продвигать свой товар на рынке именно благодаря нестандартному характеру фасовки? А как же те предприятия, которые уже поставили производственные мощности по расфасовке 900 граммов вместо килограмма?» — говорит парламентарий.
Производители от комментариев уклонились. В частности, оценить ситуацию и планы не пожелали пресс-службы компаний «Русагро», «Лебедянмолоко», «Агросила», Health & Nutrition (торговая марка «Простоквашино»), торговой сети «Ашан» и других.
Бесценный ценник
Компромиссный вариант защиты прав потребителей и интересов производителей еще в июне предложил депутат Госдумы Борис Чернышов. Внесенный им законопроект не ограничивал объем упаковки, но предписывал продавцам указывать на ценниках стоимость полной единицы веса или объема (то есть за килограмм или литр). Феномен занижения веса упаковки, по его мнению, «не относится к маркетинговым инструментам стимулирования потребителей, а представляет собой введение в их заблуждение».
В свою очередь, в Министерстве промышленности и торговли РФ заявили, что реализация этой идеи потребует «модернизации учетных систем», а увеличившиеся издержки торговые сети будут перекладывать на потребителей. По этой причине правительство России не поддержало законопроект Бориса Чернышова. Формально он не отклонен, работа по нему продолжается.
Анатолий Голов положительно оценивает опыт ряда торговых сетей, которые по собственной инициативе указывают на ценниках стоимость за данную конкретную упаковку и за единицу — литр, килограмм. «Чтобы сделать такой подход обязательным, достаточно поменять Правила продажи отдельных видов товаров. Это позволяет потребителю принять решение о покупке, основанный на полной информации о товаре и его цене. На мой взгляд, это будет гораздо эффективнее», — убежден правозащитник.
Действующие правила предписывают указывать на ценниках стоимость единицы товара или единицы измерения (веса, длины и т. п.). Выбор способа делегируется самим продавцам.